Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач). Методика диагностики мотивации избегания неудач Т.Элерса Диагностика избегания неудач

Полученные результаты показаны в приложении В (таблица В.1).

У большинства девочек (11 человек) в выборке достаточно высокие показатели по данной методике (выше 15 баллов), что может говорить о том, что они будут тщательно взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Они боятся критики и риска. Часто имея завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

У четырех девочек-подростков достаточно низкие показатели (до 10 баллов), что свидетельствует о том, что они правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Они не испытывают страха перед неудачей.

Остальные 5 человек показали средний уровень мотивации к избеганию неудач (до 15 баллов), что может свидетельствовать о том, что в определенных ситуациях эти девочки способны правильно оценивать свои возможности, но при этом они могут колебаться в принятии решения и бояться критики.

Данные девочек-подростков по методике «мотивация к избеганию неудач» представлены на рисунке 10.

Рисунок 10. - Показатели по методике «избегание неудач» у девочек-

лидеров в подростковом возрасте

Данные по результатам методики «мотивация к избеганию неудач» у мальчиков практически совпадают с результатами девочек. То есть 11 мальчиков набрали достаточно высокие показатели по данной методике (от 16 баллов), что может говорить о том, что они боятся критики и риска, будут тщательно взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Часто имеют завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

У четырех мальчиков-подростков достаточно низкие показатели (до 10 баллов), что свидетельствует о том, что они не испытывают страха перед неудачей, правильно оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний.

Остальные пять человек показали средний уровень мотивации к избеганию неудач (от 11 до 15 баллов), что может свидетельствовать о том, что в определенных ситуациях эти мальчики-подростки способны правильно оценивать свои возможности, но при этом они могут колебаться в принятии решения и бояться критики.

Все результаты по методике «мотивация к избеганию неудач» у мальчиков отражены в рисунке 11.


Рисунок 11. - Показатели по методике «избегание неудач» у

мальчиков-лидеров в подростковом возрасте

Максимальный балл по методике - 22, а минимальный - 8, в то время как у мальчиков высший балл - 23 (почти как у девочек), а минимальный - 3 (что намного ниже показателей девочек). Из этих данных получается, что в группе мальчиков разброс баллов опять же выше, чем у девочек.

Однако, если брать средние показатели, то по результатам исследования по методике Т. Элерса девочки больше ориентированы на мотивацию избегания неудач, что свидетельствует о том, что они будут тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Так как девочки-лидеры в подростковом возрасте боятся критики, они в качестве психологической защиты чаще, чем лица, стремящиеся к достижению успеха, мотивируют свои поступки с помощью декларируемой нравственности, а мальчики на стремление к успеху, что в свою очередь говорит, о том, что они правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Они не испытывают страха перед неудачей. Ниже приведена формула, по которой высчитывались средние показатели. Эти данные показаны в таблице 2 на рисунке 12.

Рисунок 12. - Показатели по методике Т. Элерса «мотивация к

избеганию неудач»

Данное исследование показало, что у девочек высокий уровень защиты, то есть страх перед несчастными случаями, они чаще попадают в подобные неприятности, чем те, мальчики.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач.

Стремление к успеху, достижению поставленных целей всегда связано с некоторым риском неудачи, причем, чем выше поставленные цели и сложнее задачи, тем большим может оказаться риск неудачи. Поэтому люди, стремящиеся к успеху, должны уметь рисковать, а те, у кого высокий уровень мотивации избегания неудач, могут так и не достичь больших успехов в своей жизни и деятельности.

Методика оценки мотивации к избеганию неудачи - самозащите.

Инструкция к тесту.

Вам предлагается 30 строк, по три слова в каждой строке.

В каждой строке выберите только одно слово из трех, которое по Вашему представлению о самом себе наиболее точно характеризует Вас, как работника, личность, индивидуальность, и отметьте его.

Возможны повторения одних и тех же слов. В тесте главное - сочетание слов по строке, и из этого сочетания следует выбирать единственно нужное.

Заполнять тест следует быстро, не раздумывая, – это главное условие надежности. Раздумывания или анализ сочетания слов по строке (а тем более по столбцам) – излишни и искажают результат.

Тестовый материал.

бдительный

предприимчивый

осторожный

решительный

пессимистичный

непостоянный

бесцеремонный

внимательный

трусливый

недумающий

предусмотрительный

хладнокровный

колеблющийся

стремительный

легкомысленный

боязливый

незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

оптимистичный

добросовестный

меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

трусливый

небрежный

взволнованный

опрометчивый

боязливый

внимательный

неблагоразумный

рассудительный

мужественный

предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

взволнованный

рассеянный

малодушный

неосторожный

бесцеремонный

пугливый

нерешительный

исполнительный

преданный

авантюрный

предусмотрительный

отчаянный

укрощенный

безразличный

небрежный

осторожный

беззаботный

терпеливый

разумный

заботливый

предвидящий

неустрашимый

добросовестный

поспешный

пугливый

беззаботный

рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

неорганизованный

боязливый

оптимистичный

бдительный

беззаботный

Расчет значений.

Поставьте себе по одному баллу за следующие выборы (номер строки/номер столбца , в которых находятся выбранные слова):

Интерпретация данных.

Чем больше баллов - тем выше Ваш уровень мотивации к избеганию неудач, защите:

От 2 до 10 баллов - низкая мотивация к защите. Это свидетельствует о том, что Вы совсем не боитесь оказаться неправым или допустить ошибку.

От 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации. Это говорит о том, что Вы стараетесь не ошибиться в своей работе, но при ошибке сохраняете спокойствие и стремитесь ее исправить. Вы рассуждаете так: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

От 17 до 20 баллов - высокий уровень мотивации. Ваш результат отражает Ваше стремление всегда и везде избежать неудачи. Может быть, именно по причине того, что Вы так боитесь неудачи, она Вас преследует? Вспомните формулу: «Опасения всегда превращаются в реальность». Если Вы будете спокойнее относиться к возможным неудачам или ошибкам, они реже будут проявляться в Вашей работе.

Свыше 20 баллов - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Вы слишком боитесь неудач и ошибок. Подумайте о том, что Ваш страх перед неудачей сковывает Ваш творческий потенциал. Вы часто отказываетесь от оригинального проекта только потому, что его реализация связана с определенным риском. Вы можете также уволить талантливого сотрудника, приносящего фирме прибыль, по причине того, что опасаетесь, что он может занять Ваше кресло. Вы стараетесь обезопасить себя со всех сторон, если это является возможным.

Можно предположить, что Ваши предпочтения в поведении, направленность и мотивация - к избеганию неудач, а значит, – избеганию психических переживаний, связанных с риском. При реализации этой стратегии Вы выведите свою фирму на определенный, ближе к среднему, уровень, но принципиальный скачок в развитии Вы не сделаете. Поскольку развитие – это риск, а Вы, скорее всего, предпочитаете не рисковать.

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует и пометьте его.

1. Смелый

2. Кроткий

3. Осторожный

4. Непостоянный

5. Неумный

6. Ловкий

7. Хладнокровный

8. Стремительный

9. Незадумывающийся

10. Оптимистичный

11. Меланхоличный

12. Трусливый

13. Опрометчивый

14. Внимательный

15. Рассудительный

16. Предприимчивый

17. Взволнованный

18. Малодушный

19. Пугливый

20. Исполнительный

21. Предусмотрительный

22. Укрощенный

23. Осторожный

24. Разумный

25. Предвидящий

26. Поспешный

27. Рассеянный

28. Осмотрительный

29. Тихий

30. Оптимистичный

бдительный

робкий

решительный

бесцеремонный

трусливый

бойкий

колеблющийся

легкомысленный

жеманный

добросовестный

сомневающийся

небрежный

тихий

неблагоразумный

быстрый

осторожный

рассеянный

неосторожный

нерешительный

преданный

бойкий

безразличный

беззаботный

заботливый

неустрашимый

пугливый

опрометчивый

рассудительный

неорганизованный

бдительный

предприимчивый

упрямый

пессимистичный

внимательный

недумающий

предусмотрительный

удалой

боязливый

непредусмотрительный

чуткий

неустойчивый

взволнованный

боязливый

смелый

мужественный

предусмотрительный

робкий

бесцеремонный

нервный

авантюрный

отчаянный

небрежный

терпеливый

храбрый

добросовестный

беззаботный

пессимистичный

предприимчивый

боязливый

беззаботный

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приве­денные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса - номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что сло­во, получившее 1 балл в первой строке, во втором столб­це - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/З; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2;13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотива­ции к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотива­ции к избеганию неудач, защите.

Анализ результата:

Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».

Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчаст­ными случаями, чаще попадают в подобные неприятно­сти, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые бо­ятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард ут­верждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

степени предполагаемого риска;

преобладающей мотивации; .

опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два об­стоятельства:

первое, когда без риска удается получить желаемый ре­зультат;

второе, когда рискованное поведение ведет к несчастно­му случаю. Достижение же безопасного результата при рис­кованном поведении, наоборот, ослабляет установку на за­щиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Диагностика мотивации избегания неудач.

Инструкция к тесту

«Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его».

Тестовый материал
1 2 3
1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный
Ключ к тесту

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке находится во втором столбце. Это слово – «бдительный». Другие выборы баллов не получают.

Баллы начисляются за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Интерпретация результатов теста

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач , защите.

  • от 2 до 10 баллов : низкая мотивация к защите;
  • от 11 до 16 баллов : средний уровень мотивации к избеганию неудач;
  • от 17 до 20 баллов : высокий уровень мотивации к избеганию неудач;
  • свыше 20 баллов : очень высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.

Установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

  • степени предполагаемого риска;
  • преобладающей мотивации;
  • опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Мотивация в изначальном, чисто психологическом смысле (не обезображенном, если не сказать сильнее, различными ) — это психологический процесс, заключающийся в побуждении человека к тому или иному действию. Грубо говоря, мотивация — это то, что лежит в основе поведения человека, то, что заставляет его что-то делать.

В самом примитивном виде дело обстоит так: потребности порождают мотивацию, она, в свою очередь, толкает индивида на определенное поведение, связанное с удовлетворением потребностей.

Короче, мотивация — это не только то, что нам пытаются подороже продать разнообразные «гуры» (об этом подробно , и ). Это еще и свойство психики, неотъемлемая часть любой личности.

Не открою Америку, если напишу, что в отношении достижения целей, обретения успеха, это свойство принято подразделять на два вида. Во-первых, это мотивация достижения успеха: направленность личности на работу во имя своих целей, решение поставленных задач. Во-вторых, это мотивация избегания неудач: направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения.

Чудовищно упрощая, ситуацию можно пояснить на примере: человек с первым типом личности утром вскакивает и с удовольствием бежит на работу, потому что у него не доделан важный проект, которым он хочет блеснуть перед шефом и забраться повыше на карьерной лестнице. Другой же человек тоже идет на работу и тоже садится на проект — потому что боится головомойки босса за непопадание в сроки.

Понятно, что в чистом виде тот или иной тип встречается редко, можно говорить только о преобладающей мотивации.

Широко распространена такая точка зрения: в плане жизненного успеха и вообще благополучия гораздо лучше принадлежать к первому типу людей. С этим трудно не согласиться: если хочешь чего-то сделать или добиться, то намного эффективнее стремиться именно к этому, а не к чему-то еще.

Какие «минусы» в себе содержит в себе мотивация избегания неуспеха?

  • стремление заниматься в основном срочными делами, пренебрегая важными;
  • боязнь начать новое дело, что ведет к упущенным возможностям;
  • постепенно стиль мышления «от негатива» может стать привычкой — это означает , отсутствие веры в себя, отсутствие и так далее (все не так ужасно, говорим о том, что МОЖЕТ быть ).

Итак, подобный тип мышления и поведения может быть помехой на пути к успеху и гармоничной жизни. Разумеется, встает вопрос: «А как тогда избавиться от мотивации избегания и переключиться на более продуктивный ее вид «?

Вот несколько возможных советов в данной ситуации (они не являются альтернативами, напротив, взаимосвязаны).

1. Определиться с наиболее важными целями, с мечтами, которые важны и зовут за собой. Определиться с , написать личную миссию. А потом — естественно! — начать идти к этим целям. Логично: если мечта настоящая, живая, горячая, то и идти к ней можно с удовольствием.

2. Заняться делом, к которому, как теперь модно говорить, у вас призвание. Тем, которое вам нравится как процесс. Тогда мотивировать себя не понадобится, самой мысли об этом не возникнет. Как нам советуют наши любимые «бизнес-тренеры»: «Любишь вырезать из дерева ложки? Во! И занимайся этим. Сделай сайт, зарегистрируй ИП, продавай ложки через Интернет и живи в свое удовольствие!»

Эти три совета лежат на поверхности. Их вам даст любой «коуч» или «учитель жизни», удосужившийся прочитать пару-тройку популярных книжек по успеху и начавший добиваться своего успеха, обучая других, как это делать.

Поймите меня правильно. Советы хорошие и верные. Беда только в том, что мы, люди, недостаточно хороши для них. Мы с вами почему-то имеем наглость быть более сложными, более неоднозначными существами, с большими индивидуальными особенностями, чем этого хотелось бы «гуру».

Попробуем посмотреть на проблему с другой стороны.

Для начала я вас обрадую. «Мотивация избегания» — это не приговор. Помимо минусов, она может нести и плюсы. Люди с таким типом личности в чем-то благополучнее тех, кто нацелен на успех. (Вообще, применительно к человеку очень редко можно сказать однозначно что такое хорошо и что такое плохо — если только речь не идет о патологиях ).

Например, «достигаторы» зачастую плохо умеют отдыхать, проходят мимо простых радостей жизни, забывают о том, что надо жить и сейчас. А люди, стремящиеся убежать от неудачи, могут быть, например, более творческими личностями (вспомним годы и экзамены: отличник тупо выучит материал, хорошист придумает хитрый план с шпаргалками, отвлечением внимания преподавателя, лихо выкрутится на дополнительных вопросах — а значит, сэкономит уйму сил и времени для более важных дел).

Перечислять можно долго, но вернемся к нашим баранам. Что делать, если несмотря на все прекрасности, м…ция избежания как-то мешает жить?

(способ 1)
Исходя из этого соображения можно предложить вот какой путь. Можно попытаться не ломать себя, а «поймать волну» избегания неудачи. Многие люди говорят, что обязаны всем, чего добились, ряду ситуаций, когда нельзя не работать на результат: пан или пропал. Некоторые специально ставят себя в такие условия . Не могу сказать, что всецело одобряю такой метод: зачем искать лишнего риска? Но сама идея не так плоха, как может показаться: ведь ее суть в том, чтобы поставить себя в условия, в которых ты можешь работать хорошо и в то же время не ломать свою психику.

Может, есть смысл слегка изменить подход. Задумайтесь над своей жизнью, осознайте свои истинные цели (как сказано выше) и поймите, что их недостижение — это тоже неудача. Прожить жизнь как все, не поднявшись над общим уровнем, как миллионы других людей, будучи запертым в клетке своих слабостей — это разве не неудача? Причем глобального масштаба!? Вот и избегайте ее!

Может, есть смысл повысить планку, установить более высокий уровень здоровых амбиций? Подумайте над этим!

(способ 2)
Второй путь, который лично мне нравится больше, заключается в том, чтобы нейтрализовать последствия «не такой» мотивации. Определитесь, чем именно она вам мешает. Выше есть короткий перечень — не обращайте на него внимания, составьте свой, подходящий только вам. И теперь подумайте, как убрать эти последствия, не насилуя собственную психику. О подобном подходе я писал в статье про . В самом деле, нам важные не какие-то результаты психологических тестов, а реальные результаты в жизни. Если убрать то, что мешает их добиваться — какая разница, как у вас обстоит дело со словом на букву М?

Напоследок считаю своим долгом напомнить, что далеко не всегда есть смысл приносить в жизнь психологические понятия и открытия. Многих проблем попросту нет до тех пор, пока мы не прочитаем их описание — таково уж свойство человеческой психики. Так, например, хорошо известен «синдром второго курса» у студентов-медиков, когда они начинают отыскивать у себя признаки несуществующих болезней. Тут немного другое: определив проблему, вы можете только усилить ее вред, начиная о ней беспокоиться. Лекарство же от всех проблем с психологическими корнями — это умение (и желание!) спокойно и трезво анализировать собственную жизнь, свои желания, успехи и провалы.

p.s. Если кто не понял. В статье шла речь не о самомотивировании в прикладном смысле, о чем много и с удовольствием пишут любители поп-психологии (на эту тему я высказался не раз и не два, в том числе в своей . Разговор был о глубинном свойстве личности, ее направленности и побуждающих причинах деятельности. Это разные вещи.

Твитнуть

Плюсануть

Отправить