Можно ли мальчикам играть в куклы. Перепутанные роли: стоит ли бить тревогу, если сын играет в куклы? Но я так хотела себе дочку-принцессу

Некоторых родителей изрядно может смутить тот факт, что сын просит куклу, а не положенные общественным мнением мальчишеские игрушки (танки, солдатики, самолетики и прочее). Тогда родители начинают обращаться к знакомым, психологам и прочим людям, задаваясь вопросом — как отучить мальчика играть в куклы?

  1. Мальчиком движет любопытство. Малыш может видеть пример своей старшей сестры или девочек из детского садика, и непременно захочет поиграть тоже. Если родители не будут делать акценты, деля игрушки на мальчиковые и девчачьи, а так же ставить запреты, то мальчику скоро наскучат такие игры и он вернется к своим машинкам и роботам.
  2. Неуверенность. Еще одна причина, по которой мальчик играет в куклы, может быть связна с его , как в эмоциональном плане, так и в физическом. То есть мальчику не комфортно среди других мальчишек, поэтому он тянется к девочкам и выбирает их игры.
  3. Новое увлечение. Дети до 3-х, а порой и до 4-х лет не делают деления на мужское и женское. Тем самым они не осознают, что есть конкретные игры только для мальчиков и другие только для девочек. Мальчика увлек процесс, как он кормит куклу или укладывает ее спать, и он будет делать это пока не переключится на что-то новое.
  4. Отклонение. По мнению психологов судить об отклонении в сексуальном плане их чада по одной лишь ситуации, когда мальчик играет в девчачьи игры, более чем глупо и не правильно. Такие случаи есть, но их очень мало. При чем отклонение в сексуальной ориентации распространяется не только на игры, а в первую очередь идет осмысление мальчиком себя, как девочки. Он начинает просить девчачью одежду (платья, юбки и прочее) и просит называть его другим именем (девчачьим).

Что происходит, когда мальчик играет в куклы

Каждая игрушка создавалась с особой и индивидуальной целью. Несомненно конструкторы, кубики и другие подобные игрушки очень важны для мальчика, развивая мелкую моторику. Но ни одна мальчиковая игрушка не разовьет его в эмоциональном плане и не адаптирует к жизни так же хорошо, как и кукла. Каждый мальчик — это будущий мужчина, муж и папа. Каким он станет, во многом зависит от родителей и игрушек в которые он играет.


Если сын играет в куклы, то это:

  1. Учит мальчика общению с окружающими и правильным построениям предложений. Ведь между мальчиком и куклой непременно будут происходить разговоры.
  2. Поможет ребенку справиться с конфликтной ситуацией. Зачастую дети переносят все свои тревоги и проблемы на кукол. Родителям стоит обратить тщательное внимание на то, какой диалог строится между мальчиком и его вымышленным другом, сыном или тем, кем является ему кукла в этой игре. Если присутствуют ссоры, драки и любые конфликты, то это говорит о том, что у малыша не все так гладко в общении со сверстниками, либо сами родители подают такой пример частыми ссорами.
  3. Развивает кругозор и адаптирует к социуму. Есть множество игр, которые можно из жизни перенести на кукол. Это может быть игра в доктора, водителя, школу и многое другое. Когда мальчик играет в куклы в этом случае, то он познает профессии. К примеру мальчик выступает в роли учителя, а кукла — ученик, или мальчик становится продавцом, а кукла — покупателем.
  4. Разговоротерапия. Мальчик не отличается в этом вопросе от девочки, ведь всем без исключения порой необходимо выговориться. Психологи советуют взрослым излагать свои мысли на бумагу, тем самым разгружая мозг от слишком сильных эмоций. Маленькие детки пока не умеют писать, поэтому им необходим словесный выброс эмоций. Мальчик может рассказывать кукле о своих переживаниях, делиться мечтами и позитивными мыслями.
  5. Психологи отмечают тот факт, что играя в куклы, мальчик учится заботиться о ком-то, так же как и мама заботится о нем в данный момент. Такие игры отложатся в подсознании, а в будущем перенесутся на семью. Таким образом, когда родители пугаются, что их сын заинтересован куклами и играми с ними, и начинают обращаться к психологам с вопросом — можно ли мальчикам играть в куклы? На что специалисты отвечают, что это будет отличным опытом для их сына.
  6. В возрасте от 1-го до 2-х лет на кукле малыш может научиться строению тела.

Отклонения в восприятии себя, как мальчика

Отучать мальчика играть в куклы не нужно, ведь это не показатель того, что сын вырастет гомосексуалистом. И тем более это не является причиной того, что мальчик получит отклонения и превратится в девочку. Причины отклонений от гендерной принадлежности могут крыться в двух моментах.

Во-первых , родители сильно грезили о дочке, а в итоге получили сына. Есть родители, которые до последнего не могут свыкнуться с тем, что получили не того, кого так отчаянно хотели. В итоге, незаметно для самих себя, взрослые ведут неправильное воспитание относительно сына.

Во-вторых , сильные гормональные сбои у ребенка. В данном случае, если родители вовремя забьют тревогу, то все поправимо. Мальчику будет назначен курс лечения, консультации психолога и к 6-7 годам ребенок и не вспомнит о том, что хотел стать девочкой.

Кукла для мальчика, какая она должна быть?


Практически все папы против того, чтобы их сын играл в девчачьи игры. Поэтому всяческими силами пытаются отучить мальчика играть в куклы, подсовывая ему фигурки, созданные для мальчиков. Это может быть трансформер, человек паук и прочие супергерои. Но психологи не согласны с таким подходом. Ведь супергерои не относятся к обычным людям и мальчику порой сложно будет с ними играть, укладывая их спать или кормить обедом. Поэтому у мальчика все же должна быть обыкновенная кукла не относящаяся к линейке супергероев. Если мальчик играет в Барби, то это тоже не является хорошим выбором. Таких кукол, психологи советуют приобретать для девочек не младше 6-7 лет, а мальчикам их и подавно не нужно. У Барби ярко выражена половая женская принадлежность и игры с ними ограничиваются прическами и переодеванием.

Если мальчик играет в куклы, то лучше приобрести для него деревянную или тряпичную игрушку. От пластмассовых и резиновых кукол лучше отказаться. Мимика куклы желательно должна быть нейтральна, без ярко выраженных слез или смеха. Так ребенку будет больше простора для фантазий и игр. Хорошо, если она будет иметь короткие волосы и одета в шорты.

Отучать мальчика играть в куклы — абсолютно ненужное занятие. Как правило, к дошкольному возрасту, а то и раньше, интерес мальчика переключится совсем на другие игрушки, никак не связанные с куклами. Не нужно запрещать 3-4 летнему мальчику игры с куклами, в этом нет ничего стыдного и зазорного. Игра с куклами научит мальчика выражать свои эмоции и чувства.

Традиционная игра в дочки-матери популярна среди детей дошкольного возраста. Нередко к ней подключаются даже мальчишки, видя, с каким воодушевлением играют сверстницы. Она воспитала много поколений и даже стала объектом внимания детских психологов.

В игру «Дочки-матери» играли еще наши прабабушки. Это теперь куклы для девочек умеют говорить, двигаться, носят модные вещи и шикарные прически. Тогда же игрушки были проще, но суть игры в дочки-матери оставалась неизменной.


Психология игры в дочки-матери
Детская игра «Дочки-матери» – миниатюрная модель семейных отношений. Согласно ее сюжету, дети примеряют на себя роли родственников, как малышей, так и взрослых. Если вы понаблюдаете за процессом игры, то сможете понять, как малыш видит и чувствует себя в семье.
Анализ психологии детской игры даст вам полезную и часто неожиданную информацию о вашем чаде. Как кроха понимает требования и запреты в семье? С кем из родственников он себя ассоциирует? Чем для него являются семейные отношения?
Чтобы выяснить все это, можно «подсмотреть» один из эпизодов игры в куклы вашей дочери (сына) с другими малышами. Нередко ребята разыгрываются сценки, посвященные какому-либо событию из жизни семьи. Ваша задача – быть внимательной и не вмешиваться в действие игры.
Проанализируйте то, что вы увидели. Отмечайте важные детали: кого играет ваша дочь? какие манеры этого родственника она копирует? Если это один из родителей, то как он относится к ребенку? Что поощряет, а что запрещает и как? Повышает ли голос на куклу-ребенка? За что хвалит?


Интерпретация детской игры в куклы
Наблюдения за игрой в дочки-матери позволит вам увидеть отношения с ребенком со стороны. Конечно, реальные факты в таком «зеркале» искажены детским восприятием, но основная идея прослеживается. Эмоции в игре могут быть утрированы, но они имеют место в детском сердце в действительности, только выражены не столь ярко.
Нельзя сказать, что игра в семейные отношения полностью однозначна. Не все, что вы увидите, стоит воспринимать на собственный счет. Очень часто дети путем игры рассказывают о том, чего бы им хотелось. Поэтому вы можете увидеть желаемое вместо действительного.


Игра как способ «достучаться» до ребенка
Как утверждают психологи, игра в дочки-матери – это не только возможность понять детские переживания. Это не просто источник знаний, но и средство, которое может повлиять на картину семьи в понимании крохи.
Допустим, вы поняли из игры, что ребенок считает ваши запреты слишком строгими, а когда вы не выполняете его капризов, начинает обижаться. Предложите в таком случае сыграть малышке «маму», а на себя (свою куклу) возьмите роль дочери.
В таких амплуа можно воплотить показательный эпизод, когда малыш больше всего упрямится. Например, поход в магазин. Действуйте так, как ведет себя ребенок в реальности, чтобы он понял, каково это – быть на месте родителя в такие моменты. Игра «наоборот» даст ребенку понять, каких действий вы ожидаете от малыша, и поможет в игровой форме достичь компромисса.
Психология игры в дочки-матери очень проста: в сюжетно-ролевой игре малыши воплощают то, как они видят семейные отношения. Наблюдая и анализируя процесс игры в куклы, вы сможете лучше понять ребенка. Более того, с помощью игры родители могут корректировать восприятие и поведение крохи в разных бытовых ситуациях.


Если понаблюдать, как ребенок играет в эту простую, известную всем с детства игру, можно узнать о нем много нового. Игра позволяет детям "примерить" взрослые роли. Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Девчушка с удовольствием пеленает куклу , кормит ее с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Таким образом, каждый из детей готовится к взрослой жизни. И очень важно, чтобы ребятишки почувствовали себя в этой игре успешными и уверенными.

От имитации к импровизации
Игра в дочки-матери нередко начинается уже с момента введения прикорма: "..Ложку каши мишутке, ложечку - Светочке". Эти простые действия малыш потом повторяет самостоятельно. Собственно, понятие "забота" - основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только кроха берет под свое покровительство пупса, ушастого зайца или куклу (неважно, что пока он способен только носить игрушку с собой и качать ее), можно сказать, что сделан еще один шаг к взрослению.
Первый этап игры (1,5-2 года) - имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от 3 лет) малыш уже не просто копирует действия взрослых, но и сам разыгрывает сценки. Кукла или мишка уже могут отворачиваться от ложки с кашей, капризничать, бояться или смеяться. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Ребенку 4-6 лет , играющему в дочки-матери, и детям постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребенка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведенная им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну. Вообще, некоторые мальчишки с удовольствием играют в куклы, но это увлечение обычно недолговечно. А вот для девочек 4-6 лет дочки-матери - основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового "репертуара" к первому или самое позднее - к пятому классу.

Заботливый отец
Если мальчик играет в куклы... Это совершенно нормально! В возрасте 2-3 лет мальчишки, как и их сверстницы, могут увлеченно "воспитывать" малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребенку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли: папа в игре дочки-матери, врач, если дети играют в больницу. Условность действий (все происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно также, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра дает малышу возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путем „отыгрывания" конфликтных ситуаций.

Прогулки с коляской
После 2-3 лет игра постепенно усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, кроха получает представление об объеме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Еще один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, - коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребенка, развивают ловкость, ведь малышу приходится делать повороты, спускаться и подниматься.

Что в игре должно насторожить?
Сильная агрессия. Кроха бьет или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жесткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.
Повторяющиеся сюжеты. Ребенок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: „Ты - плохая девочка, нужно проситься на горшок!" Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.
Сексуальные мотивы. Если в игре появляются "постельные сцены", нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.

Какую куклу выбрать?


Первую куклу стоит дарить крохе не раньше полутора лет. До этого времени ребенок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. Поэтому скоро дорогая кукла окажется разобранной по частям. Позже малыш, наблюдая за своим окружением, обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других не менее интересных действий. Купание, переодевание - такие манипуляции ребенок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются. Девочке старше 2 лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, например Братц, которую можно мыть, расчесывать и заплетать в косички. Еще одно правило: если Вы решили купить пупса, то кукле не нужно иметь пол. Малыш сам решит, кем она станет во время игры.

Мы это делаем потому, что так принято в обществе обозначать пол ребенка, то есть мы показываем окружающим, кто у нас родился. Ребенок подрастает и уже к двум годам начинает реагировать на все эти половые признаки, пока еще внешние для него. К трем-четырем годам девочки уже точно знают, что им нравится все розовое, а также куклы, косметика и все, что сопутствует образу женщины. С мальчиками происходит примерно то же самое. Холодный блеск оружия привлекает их гораздо больше, чем бантики и рюшечки. Кроме того, у мальчиков довольно рано начинает вырабатываться мужской гормон тестостерон. Мальчики становятся драчливыми, предпочитая разрешать споры с помощью кулаков. Но если все складывается иначе?

Можно ли играть в эти игры?

Принято считать, что мальчики должны играть в войну и машинки, а девочки - в кукол и зверюшек. В последнее время психологи все чаще сталкиваются с мальчиками, которым больше нравятся девчачьи игры, и девочками - "вождями краснокожих". Что это - патология или норма?

Есть мальчики, которых интересуют игры с девочками, причем игры в куклы. Ничего страшного в этом нет. Игра мальчиков в куклы очень отличается от игры девочек в "дочки-матери". У мальчиков, даже очень женственных, нет материнского инстинкта, поэтому они чаще отождествляют себя не с мамой куклы, с которой они играют, а непосредственно с самой куклой. Чувствуете разницу? А так как куклы чаще всего бывают женского пола, то мамам становится как-то не по себе. Не редкость сегодня девочки-разбойницы. По статистике, таких девочек сегодня одна из трех. И нет в них ничего криминального. Ответьте на один вопрос: "Кого вам хотелось иметь: мальчика или девочку?" Очень часто родители , сами того не осознавая, начинают воспитывать ребенка по заранее подготовленному сценарию. И если ожидаемый пол ребенка не совпадает с реальным, они подсознательно пытаются обмануть себя, воспитывая девочку по мальчиковому сценарию (и наоборот), давая ребенку имя унисекс (Женя, Саша). Действительно, бывают случаи, когда у ребенка наблюдаются гормональный дисбаланс плюс неправильное воспитание (хотели девочку, родился мальчик, а родители так и не перестроились). И даже эти ситуации отнюдь не означают, что ребенок обязательно станет гомосексуалистом. Покажите ребенка эндокринологу. Если потребуется, вам назначат гормональное лечение , восстанавливающее нужный баланс. Если же ребенок здоров, то игра в куклы (машинки) для него не более чем отработка межличностных отношений.

Иногда бывает, что физически слабый мальчик, которого родители замучили призывами к мужественности, избирает для себя безопасный круг общения - девочек. Или же активная девочка предпочитает лазить с мальчишками по деревьям. А возможно, ваша дочь просто подражает старшему брату или сыну ваших друзей, с которым ей нравится играть. В этом случае покупайте ребенку нейтральные красочные игры - мозаики, конструкторы. Но при этом обязательно оставьте ему для души его любимую куклу (машинку).

Постарайтесь разнообразить круг общения вашего ребенка. Здесь, особенно для мальчиков, как нельзя более кстати окажется спортивная секция.

Не забывайте, что кроме повседневной одежды у девочки должны быть наряды и украшения. И будет хорошо, если повод надеть их родители смогут создавать не реже чем раз в месяц.

Узнав пол ребенка еще до его рождения, родители покупают соответствующие этому полу игрушки, пеленки, одежду определенного цвета. Таким образом, ребенка как бы заранее, в соответствии с общепринятыми культурными нормами, готовят к осознанию того, мальчик он или девочка. Но что делать, если вопреки ожиданиям родителей сын, подрастая, тянется в песочницу, где девочки играют в куклы, а дочь стремится вместе с мальчишками ? Для начала необходимо разобраться в ситуации.

Во-первых, нужно учитывать возраст ребенка. Считается, что до 3 лет ребенок не осознает свой пол и не связывает выбор определенных видов игрушек с тем, мальчик он или девочка. А далее малыш идет в детский сад, родители берут его в гости, где он впервые встречается с игрушками противоположного пола. И ему становится интересна любая новая игрушка, ведь дома он таких раньше не встречал - родители их попросту не покупали. Возможно, кроху тянет к игрушкам противоположного пола, так как свои наскучили.

Во-вторых, имеет значение не столько сам факт игры с куклами для мальчиков или с машинками для девочек, сколько ее характер. Важно учитывать, насколько долго и часто это происходит, насколько ребенок увлечен игрой, каков сюжет этой игры. Может быть, взяв куклу, мальчик сделает из нее монстра, потому что солдатики по сравнению с ней очень маленькие, а девочка в машинке повезет куколку в магазин за покупками.

Таким образом, прежде чем переживать и запрещать ребенку играть с «неправильными» игрушками, нужно понять причину, по которой ваш или дочь - к машинкам. Причины могут быть следующими:

    Проявление любопытства. Например, если мальчик впервые увидел коляску с пупсом, то вполне нормальным можно считать его желание покатать ее. Или, возможно, малыш воспринял коляску как любую другую «каталку» и даже не заметил, что в ней лежит кукла. То же самое с девочками - они попросту из интереса могут примерять на себя роли, присущие мальчикам, изучая себя с необычной, непривычной стороны. Если в этом случае позволить крохе поиграть и удовлетворить интерес, вскоре он пройдет сам по себе.

    Подражание родителям или старшим братьям и сестрам. Когда трехлетний малыш укладывает спать куклу сестренки, это может означать только то, что он проигрывает обычную ситуацию из собственной жизни. Таким образом мальчик может осваивать заботливое поведение, которое показывает по отношению к нему отец, а это станет даже полезным навыком в будущем. Девочка, в окружении которой только братья, может увлеченно бегать и забираться на деревья вместе с ними. Также машинки могут быть интересны девочкам в связи с тем, что многие мамы сами часто возят их на машине.

    Физическая и психологическая энергии ребенка. Все дети разные: у них различны и физические показатели силы или слабости нервной системы, и темперамент, и многое другое. Поэтому мальчик, который имеет меланхолический , может чувствовать себя неуютно с другими, более активными мальчишками и начинает играть с девочками, в обществе которых ощущает себя самым сильным. Или, например, энергичной девочке может наскучить играть в куклы, тогда как лазанье по деревьям вместе с мальчишками в большей мере позволит ей выплеснуть свою энергию.

    Проживание в процессе игры собственных трудных ситуаций. Ребенка может тянуть к куклам, так как с их помощью дети могут проигрывать затруднительные или болезненные ситуации из своей жизни, чтобы таким образом пережить их, справиться с ними, найти для себя пути их решения. Можно сказать, что игра является для детей инструментом собственной психотерапии. Наблюдая за ребенком в процессе такой игры, но не вмешиваясь, родители могут узнать о нем (или даже о себе) много нового, могут понять, что его тревожит или как он относится к чему-нибудь важному. Например, если мальчик с помощью кукол проигрывает семейные ссоры, важно задаться вопросом: не наши ли сценарии поведения сын воплощает в игре? Возможно, стоит обратить внимание на супружеские отношения или, по крайней мере, перестать ругаться при ребенке.

    Рождение ребенка одного пола вопреки родительской мечте о малыше другого пола. Бывают ситуации, когда родители (или один из них) мечтают о дочери, а рождается сын, или наоборот. В этом случае родитель зачастую может не принимать реальный пол своего чада. Чаще всего это происходит неосознанно. Крайним проявлением этого неприятия может стать одевание мальчика в женскую одежду или, наоборот, девочки - в мужскую, а также прямое высказывание своего желания иметь ребенка . Такое поведение действительно может очень сильно травмировать ребенка и стать причиной внутреннего конфликта, неприятия себя и своего пола и, как следствие, низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессивных, невротических состояний в будущем. И даже если у родителей нет такой ярко выраженной неприязни к полу ребенка, их изначальное желание может подсознательно влиять на выбор мужской или женской модели поведения малыша, в частности и на выбор игрушек. В связи с этим очень важно реально оценить, насколько вы как родитель принимаете пол собственного ребенка, не тоскуете ли от того, что хотели «другого» ребенка и не стараетесь ли «подогнать» его поведение под свое желание.

    Отклонения от нормы. Это происходит чрезвычайно редко и не стоит делать вывод о «ненормальности» ребенка по одному факту использования игрушек противоположного пола, здесь всегда важна оценка общей картины. При этом лучше всего, если эту оценку проводят специалисты. Стоит обратиться к психологу, если ребенок очень длительное время проявляет интерес к «чужим» игрушкам, если он начинает ассоциировать себя с представителями противоположного пола или называет себя именами другого пола.

На что стоит обратить внимание

Немаловажный вопрос состоит в том, чего именно боятся родители, если их ребенок ведет себя нестандартным для его пола образом? Можно предположить, что так проявляется страх выбора ребенком нетрадиционной сексуальной ориентации или его желания сменить пол в будущем. Однако нельзя судить о будущей ориентации ребенка исключительно по одному признаку - игре, характерной для противоположного пола. Тем более эта игра не может стать причиной такого выбора. А вот реакция родителей на поведение дочери или сына вполне может повлиять на самоопределение будущих женщины или мужчины.

Поэтому если вы заметили, что раздражаетесь, когда ребенок берется за , характерные для противоположного пола, если стремитесь как можно скорее отнять такую игрушку, запретить или даже наказать ребенка за это, то сначала стоит обратить внимание на ваше собственное отношение к вопросам пола. Важно понять, что именно вас в этом задевает, ведь ваши личные ограничения могут сильно влиять на жизнь ребенка сейчас и в будущем. Выявить их и помочь справиться с ними может психолог на личной консультации.

Что делать родителям

Начнем с того, что главное, чего не стоит делать родителям в этой ситуации, - запрещать играть в определенные игрушки, реагировать чересчур эмоционально, ругать и тем более наказывать за такое проявление интереса. Эффект от таких реакций может быть совсем обратным желаемому, и, в лучшем случае, интерес к игрушкам противоположного пола может закрепиться по принципу «запретный плод сладок».

Лучше всего показывать своему чаду мужественное и женственное поведение на собственном примере. Конечно, вы можете подчеркивать женские качества своей дочери: например, юбки и банты, покупать множество кукол и показывать мультфильмы про принцесс. Но все эти приемы вряд ли сработают, если сама мама считает излишним использовать косметику, следить за собой и носит исключительно брюки. То же самое можно сказать и о мужском поведении: мальчикам необходимо видеть образец мужественности, желательно в собственном отце. Имея такой ориентир, мальчик будет выбирать «мужские» игрушки, и даже если интерес к куклам однажды возникнет, он быстро пройдет сам собой.

Если же вы все-таки видите, что игра вашего ребенка действительно имеет характерные черты моделей поведения другого пола, и это не просто любопытство или подражание, то необходимо разбираться с одной из вышеперечисленных причин. Возможно, вашей чересчур энергичной девочке не хватает нежности и ласки, а меланхоличному мальчику необходима поддержка и понимание, чтобы поверить в себя. В любом случае, ваша чуткость к состоянию ребенка и безусловная любовь помогут ему справиться с трудностями.

Каждый родитель хочет, чтобы детство ребенка было радостным, а будущее - счастливым. Это возможно, если человек будет оставаться собой, сохранит свое детское творческое начало, но при этом научится соответствовать правилам того общества, в котором он живет. Поэтому важно позволять ребенку проявлять себя естественным для него образом, давать возможности испытывать радость от игры и непосредственного общения, принимать и любить его таким, какой он есть, но при этом обучать его социальным и моральным нормам.

То же касается и вопросов пола. В каждом из нас есть и женские, и мужские черты, хотя, конечно, какие-то из них преобладают. Важно принимать в ребенке (да и в себе тоже) и те, и другие, видеть его уникальность и стремиться к тому, чтобы он стал, прежде всего, гармоничной личностью.

Психолог портала «Я - Родитель»
Анастасия Вялых