Арт терапия рисование. Арт-терапия для взрослых. Упражнение «Жизнь как дорога»

Ольга Сазонова
Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии»

Арт-терапия – ИЗО

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

дошкольного возраста .

Педагог-психолог Сазонова О . М.

Арт-терапия . Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .

Актуальность :

Все дети любят рисовать . Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами , кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования . Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках , ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками , будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования .

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко , не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании ; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В настоящее время работа по этому направлению, а именно коррекция психологического состояния детей , развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем, называется АРТ-ТЕРАПИЯ .

Арт-терапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик .

Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом .

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии , основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Цель проекта :

Создание системы работы по развитию у детей творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс .

Задачи проекта :

Обучающие :

Способствовать формированию навыков художественных действий с различным художественным материалом

Познакомить детей с различной техникой : рисование пальчиками , мыльными пузырями, кусочками поролона и др.

Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.

Развивать способности, заложенные в каждом ребенке :

Мелкую моторику;

Воображение;

Мышление;

Активизировать интерес к рисованию .

Воспитывать :

Эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

Тип проекта : краткосрочный (две недели ) .

Предполагаемый результат :

Сформированность у детей :

Навыков художественных действий с различным нетрадиционным материалом ;

Развитие мелкой моторики рук;

Улучшение цветовосприятия;

Повышение уровня воображения;

Эмоциональной отзывчивости к окружающему миру

Реализация проекта поможет детям творчески подходить к

видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

Предварительная работа :

Сбор информации, работа с методической литературой;

Проанализировать многообразие техник нетрадиционного рисования и выявить приемлемые для работы с детьми ;

Составление плана работы над проектом ;

Подготовка консультаций для родителей и педагогов.

Продукт проектной деятельности :

Конспекты занятий художественного эстетического цикла :

Рисуем пальчиками «Дождик»

- рисование мыльными пузырями «Одуванчики» ;

- рисование техникой кляксография «Мы - волшебники» «Лето» .

Мастер-класс для родителей : Мастер-класс рисование смятой бумагой «На полянке»

Мастер-класс для педагогов : «Рисование песком » .

Консультации для педагогов : «Арт-терапия »

Консультации для родителей :

«Рисование нетрадиционными способами » ;

«Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Развлечения : «Праздник мыльных пузырей»

Схема реализации проекта :

Формы и методы работы :

Художественная мастерская;

Чтение художественного слова и т. д.

Наблюдения;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

Создание проблемной ситуации;

Этапы работы над проектом :

Подготовительный (I неделя )

Планирование деятельности;

Подбор методической литературы;

Составление планов работы .

Практический (IIнеделя )

Обеспечение условий для реализации проекта :

Просвещение педагогов и родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования

разработка и накопление методических материалов, разработок , рекомендаций по проблеме.

Заключительный (аналитический) :

Обработка результатов в ходе реализации проекта;

К концу реализации проекта дети :

Проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке;

Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью;

Умеют пользоваться нетрадиционными средствами рисования

Начинают выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

Методические советы :

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника , побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть :

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь тому, кто нуждается в их участии, им важно почувствовать себя значимыми;

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

рисование пальчиками , ладошками (при создании условий – ступнями) ;

Оттиск печатками из картофеля, пробок, ластиков, расчесок;

рисование поролоном ;

Мятой бумагой;

Щетинной кистью;

Пластилином;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

Монотипия;

Воскография;

Пластилинография;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошки ;

рисование ватными палочками ;

Волшебные веревочки;

рисование мятой бумагой ;

Бросовыми материалами;

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком (с подсветкой и без) ;

рисование мыльными пузырями ;

рисование мятой бумагой ;

Кляксография с трубочкой и без приспособлений ;

Печать по трафарету;

Монотипия предметная, пейзажная и на стекле;

Граттаж;

рисование нитками ;

Свечками;

Подогретыми восковыми мелками;

Влажным улем;

Мелом и жидким крахмалом;

Песком и клеем;

Солью; и многим другим.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные) . Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы , предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, мы переходим к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно составить сюжет, воздействуя на каплю воздухом, дуя на кляксу и поворачивая лист бумаги в нужном направлении или дуя через трубочку.

Рисование кусочками поролона

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному) . Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется) . Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Так же можно наносить на поролон краску кистью и рисовать что-либо .

Рисование смятой бумагой или пакетом

Для этого берутся небольшие кусочки бумаги, сминаются в шарики. Затем бумага окунается в краску нужного цвета и примакиванием наносится рисунок на лист бумаги. Для каждого другого цвета нужен отдельный комок бумаги. Чем мельче изображение, тем меньше кусочек бумаги для сминания нужен. Эта техника интересна детям тем , что кроме того, что результат работы всегда положительный, рисунок получается интересный, а так же сам процесс сминания бумаги доставляет детям не меньшее удовольствие и развивает мелкую моторику. Так же можно использовать и полиэтиленовый кулек.

Мыльными пузырями

Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены. Затем собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми . Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста .

Граттаж наоборот

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет) . Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

Рисование по мокрой бумаге

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге . Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы : "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Монотипия

Считается одной из простейших графических техник : на сложенном пополам листе или на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.

Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста . Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Детям доставляет удовольствие сам процесс работы .

Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.

Диатипия - (от греческого dia - сквозь, через) . Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.

Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать . Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.

На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Можно работать и с двумя красками . Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке, затем, положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и.) оттиск готов.

Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу , но лучше отпечатать изображение на тонированной бумаге.

Хотите изобразить чайку, парящую в голубом небе? Нанесите на стекло или папку бледно-голубую краску, прижмите - там, где вы прижали сильнее, краска отпечаталась лучше, а рядом - белое пятно, просвечивает бумага. Тем лучше - это похоже на облака. А сверху оттисните выпуклый силуэт чайки.

Акватипии.

Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.

Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст) .

А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.

Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья .

Начинающие работают обычно так : плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

Разновидность граттажа – пластилиновый граттаж. На плотный лист бумаги наносится тонкий слой пластилина и процарапывается острой палочкой рисунок.

Рисовать можно даже скотчем

Детям нравится эта технология , хотя на самом деле эта работа требует много старания и терпения. На плотный лист бумаги наклеиваются полоски скотча нужного цвета, стараясь придать неровную, мятую поверхность. В результате получается объемное изображение.

Приемом тычок

Результаты этой технологии напоминают рисование мятой бумагой . Только для этой техники нужна жесткая кисть «щетина» . Кисть должна быть сухой. Она обмакивается в разведенную гуашь и тычками наноситься рисунок на лист бумаги, при этом кисть «смотрит в потолок»

Рисование через марлю

На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть подсохнет, марлю снимают. Детали прорисовывают тонкой кистью . в результате получаются образы пушистых животных, живописные пейзажи.

Порой многие из нас испытывают необъяснимое волнение и мы не в состоянии сформулировать свои переживания. Начинаем копаться в себе и погружаемся в депрессию. Упадок сил, неудовлетворенность, чувство отвержения и одиночества — нет выхлопа положительным эмоциям. Или, наоборот, внутри происходит настоящее бурление ревности и злости, в голове множество бегающих мыслей — голова вот-вот лопнет. В таких случаях рекомендуют попробовать приемы арт терапии!

Термин «арт-терапия» был введен в 1938 году английским художником Адрианом Хиллом. Работая с больными туберкулезом, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от тревоги, переживаний, помогают справиться с болезнью.

Люди привыкли быть замкнутыми, не подпускать других к своим чувствам и переживаниям. Ограждаться от остальных невидимой стеной и оставаться наедине со своими проблемами. Это приводит к невротическим расстройствам. Выплескивая эмоции на бумагу, в глину, пластилин или в танец, человек помогает себе и своему телу освободиться от ненужных блоков и наполниться положительными эмоциями. Несмотря на всю свою простоту приемы арт терапии стали важным инструментом в лечении психических и соматических заболеваний.

В Великобритании и США арт-терапия считается самостоятельной медицинской профессией. Чтобы стать арт-терапевтом, нужно пройти специальное обучение и 2-3 года последипломной подготовки. Готовые специалисты способны найти корни психических и соматических заболеваний, оценить состояние пациентов и подобрать нужные методы арт-терапии. Они знают, какие из них помогут пациентам, а какие, наоборот, навредят. Также приемы арт терапии внедряют в школы при проведении различных тренингов, например, тренингов развития толерантности, общения, формирования жизненных навыков. В нашей стране, как и во многих других, арт-терапия не является самостоятельной профессией, но признана действенным методом психотерапии. Это незаменимый инструмент в оказании психологической помощи, как детям, так и взрослым. Заниматься лечебной деятельностью могут сертифицированные психотерапевты или практические психологи.

Чтобы испытать на себе действие арт-терапии, не обязательно записываться на специальные занятия или обращаться к психологу. Для этого не обязательно красиво рисовать, уметь лепить или обладать пластикой. Основная цель терапии не создать красивую картину или поделку, не красиво спеть или станцевать, а познать себя, побороть свой страх, избавиться от невроза и повышенной тревожности. Арт терапия в психологии – это скорее не лечение, а развитие личности, обретение гармонии.

Все мы в детстве рисовали, лепили, учились вышивать, вязать и т.д. Пора вспомнить, как это было! Если человеку дать в руки кисти и краски, пластилин, цветную бумагу и ножницы, он выплеснет все внутренние переживания наружу и сделает из них «эмоциональный шедевр». Техники арт терапии вызывают в человеке сильнейшие созидательные чувства, помогают высвободить эмоции, снять напряжение. Человек может посмотреть на себя и на проблему со стороны и найти выход из тупиковой ситуации, приобрести уверенность. После такой терапии многие люди признаются, что впервые за последнее время они отвлеклись и вдохнули глоток свежего воздуха.

Приемы арт терапии

Приобрести уверенность в себе, избавиться от пустых переживаний, развить нестандартное мышление, быть устойчивым к стрессовым ситуациям – это ли не повод попробовать терапию творчества? Сегодня предлагаем вам рассмотреть два самых популярных занятия, которые помогут быстро избавиться от стресса и приобрести гармонию с собой. Речь пойдет о рисовании и рукоделии.

Рисование

Если на душе неспокойно, а в голове непорядок, положительные и негативные мысли соревнуются друг с другом, берите в руки краски, карандаши, ручки и выплескивайте эмоции на бумагу.


Спонтанные рисунки – это отражение настроения и внутреннего состояния. Нелепые карикатуры, фантастические миры, немыслимые каракули – все это поможет высвободиться от гнева и переживаний, взглянуть на проблему со стороны. Попробуйте исправить ее хотя бы на рисунке. Например, вы не можете найти общий язык с начальником. Изобразите его на листе бумаги большим и грозным. Полюбуйтесь на то, что у вас получилось! Теперь пришло время посмотреть на него в другом свете: нарисуйте ему улыбку, пририсуйте в руки цветок и т.д. Таким образом, вы сами измените отношение к тому, что вас страшит. Если вам пока сложно это сделать просто сожгите рисунок, нарисованный в порыве гнева. Пусть все плохие эмоции сгорают и отпускают вас!

Если внутри вас сидит чувство тревоги и страха, хотите упорядочить мысли или избавиться от стресса, то можно воспользоваться специальными раскрасками для взрослых. Это так называемые мандалы – мелкие узоры, заключенные в круг. Практика показывает, что раскрашивание мелких деталей успокаивает и даже помогает найти решение сложных проблем. Мандалы можно рисовать и самим, при этом не обязательно внутри круга рисовать какой-то орнамент, фигуры, будет достаточно разукрасить его в разные цвета. Процесс рисования или разукрашивания мандал сравним с медитацией: вы погружаетесь в себя, мозг успокаивается, а проблемы уходят на второй план. Кроме этого давно доказано, что цвета влияют на психику и состояние человека. Например, белый цвет нормализует нервную систему, желтый – стимулирует интеллектуальные способности, оранжевый – улучшает настроение, зеленый – успокаивает. Фиолетовые и синие оттенки помогают справиться с болью, снять усталость, преодолеть бессонницу и выйти из депрессии. Красный цвет способствует повышению иммунитета. Подумайте, какого результата вы хотите достигнуть и разукрасьте мандал нужными цветами!

В последнее время стали популярны картины по номерам. Рисование по номерам поможет не только обрести гармонию с собой, стать устойчивыми к стрессовым ситуациям, но и получить настоящее произведение искусства.

Чтобы побороть свои комплексы, психологи рекомендуют нарисовать самого себя, свою настоящую или будущую семью, дом и т.д. В арт-терапии считается, что человек, глядя на результат своих усилий, сам может сделать нужные для себя выводы.

Что о рисунках говорят психологи:

  • Если человек любит рисовать акварелью, он способен быстро адаптироваться к любым ситуациям. Карандашом предпочитают рисовать люди, склонные к переживаниям или перфекционисты, которым важно, стереть неправильно проведенную линию и нарисовать новую.
  • Если человеку не хватает листа, чтобы нарисовать рисунок, значит, он о себе высокого мнения. Если рисунок маленький, человек не считает себя значимой личностью.
  • Рисунок, расположенный в центре листа свидетельствует об умении человека находить компромиссы. Если рисунок расположен в центре, но занимает практически весь лист, скорее всего, у человека завышенная самооценка. Размещение рисунка в верхней части листа говорят о желании доминировать, в нижней части – о повышенной тревожности, низкой самооценке, депрессивном состоянии. В левой стороне листа рисуют те, кто живет прошлым, в правой – кто мечтает и планирует на будущее. Если рисунок изображен в верхнем правом углу, можно утверждать, что перед вами весьма непредсказуемый человек, не терпящий подчинения.
  • Жирные, хорошо прорисованные линии, свидетельствуют о том, что человек уверен в себе и умеет все держать под контролем. Рисунки, выполненные штрихами, говорят о тревоге и неуверенности.
  • Нельзя обойти и тематику рисунков. Например, если человек постоянно рисует многоугольники, он очень требователен к себе и к окружающим его людям. Причем, чем больше углов, тем он более успешный в жизни и на работе. Если лица – это общительный человек, цветы – романтическая натура. Луна и звезды – любимые картинки начальников. Этот рисунок свидетельствует, что у человека сильная воля. Если звезды не пятиконечные, а с большим количеством лучиков, значит, человека что-то тревожит.

Удивительно, но арт-терапия оказалась мощным средством от плохого настроения, особенно если рисовать вкусные продукты. В США был проведен интересный эксперимент. Группу студентов из 61 человека разделили на 4 группы. Первой группе нужно было нарисовать кексы, второй – пиццу, третьей – перец, а четвертой — клубнику. Занятие положительно повлияло на всех участников, особенно на тех, кто рисовал кексы и пиццу. У них настроение повысилось почти на 30%.

Рукоделие

Между движением пальцев и головным мозгом существует прямая связь: во время вышивания, вязания и любого другого рукоделия развивается правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, воображение и эмоции.


В наше время сложно избежать стрессовых ситуаций. А, как известно, раздражительность и нервозность являются основной причиной возникновения многих заболеваний. Творческая работа руками помогает абстрагироваться от внешнего мира и структурировать мысли, снять стресс и повысить настроение.

Вы наверняка удивитесь, когда узнаете, что рукоделие благотворно сказывается на общем состоянии организма и помогает справиться с различными заболеваниями. Так, вязание на спицах считается самым эффективным способом снятия стресса и выхода из депрессии. Одновременно оно положительно влияет на состояние почек, позвоночника, сердечно-сосудистую систему. А вязание крючком помогает избавиться от головных и ушных болей. Особую пользу вязание крючком приносит женщинам в пожилом возрасте, занятие препятствует развитию склероза.

Комплексное воздействие на организм оказывает вышивание. Процесс не только снимает напряжение и восстанавливает нервную систему, но и , помогает быстрее побороть заболевания кровеносной и лимфатической систем. Плетение макраме снимает раздражение, сонливость, препятствует гормональным нарушениям.

Еще одно важное достоинство рукоделия – избавление от привычки «заедать» неприятности. Люди, привыкшие вышивать или вязать, вряд ли в любой сложной ситуации побегут к холодильнику. Они берут в руки спицы, крючок или иголку и начинают творить.

Времена, когда рукоделие считалось уделом бабушек, давно прошли. Среди любительниц «порукодельничать» все чаще встречаются молодые женщины и даже мужчины. И привлекает их не только желание создать уникальную вещь, но и желание расслабиться, перестроить мысли на положительный лад, приобрести душевное равновесие.

Какие бы приемы арт терапии вы не выбрали, главное, чтобы они были вам по душе и выполняли свою функцию – наполняли вас умиротворением и приводили в гармонию с собой.

Назначение и приоритетные цели:

Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Развитие креативности.

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции

Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание. Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала. По словам известного художника А.В. Кокорина, он полюбил акварель за ее свежесть, прозрачность, звучность и… жизнерадостность. Акварель по своей природе прозрачна и ложится тончайшим слоем на бумагу, белый цвет которой, просвечивая сквозь слои красок, принимает самое активное участие в художественном процессе и придает произведению легкость и свежесть. «Краски бегут по сырой бумаге, образуя неожиданные сочетания, красивые потеки, и невольно начинаешь любоваться ими, и становится жаль расстаться с этой случайной красотой», - пишет А.В. Кокорин.

Это наблюдение, по существу, иллюстрирует известный тезис Л.С. Выготского о природе эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта «от мучительного к приносящему наслаждение» («Психология искусства», 1968). Следовательно, побуждая человека к свободному выражению в символическом виде эмоций, чувств, переживаний, психолог способствует развитию адаптивных ресурсов личности, ее психологической устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях. Ведь чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Пример

На учебной арт-терапевтической сессии было предложено поработать с актуальными эмоциональными состояниями. Из составленного мною списка я выбрала отрицательное чувство. Это - тревога. Я представила ее в виде фонтана. Нарисовать образ карандашом на бумаге было очень легко. Затем надо было смять лист. При этом я хотела смять, сжать его так, чтобы он стал как можно меньше. Делать это очень приятно, чувствуя при этом превосходство над тревогой.

После того как я намочила листок и расправила его на столе, мне понравилось, что фонтан принял еле заметные очертания. Когда я начала его раскрашивать, то вообще забыла про контур, нарисованный карандашом, увлеклась «игрой» акварели, которая растекалась по мокрой бумаге, как бы нивелируя, ослабляя мою тревогу. Неожиданно сердце переполнилось радостью, даже каким-то детским чувством восторга, щемящим ожиданием доброго исхода ситуации. А потом пришло осознание границ моей личной проблемы. Я поняла, что фонтан переполнен и больше не может удерживать, таить тревогу, что это чувство должно перелиться за «бортик» фонтана.

Теперь я готова говорить о своей тревоге и ее причине с близким мне человеком. В конце занятия я с неожиданной легкостью решила рассказать «Историю фонтана», а затем трансформировала рисунок: добавила светло-оранжевый фон.

Спустя год после этого случая студентка написала: «До сих пор испытываю благодарность преподавателю и группе за молчаливое, но искреннее со-присутствие».

Комментарий. Подобные сессии могут служить целям построения терапевтического альянса, основанного на принятии субъектом психологической помощи и поддержки. Как известно, осознание - переломный момент на пути к психологическому «исцелению». Механизм в том, что, обращаясь к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, можно получить интуитивное откровение, инсайт (Натали Роджерс , 1997).

Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических техник.

ЛИНИИ КОНФЛИКТА

Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга.

Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Этап индивидуальной работы

Инструкции

Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий». Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку - фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв местами фломастеры в левой и правой руке. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука - линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния.

Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта.

Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин - мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с которым требует значительных усилий и сопровождается затратами энергии. Еще одно преимущество глины - бесцветность, что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины становится также специфической областью для проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа.

Известно, что проекция чувств на внешние объекты - путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.

Отмечу, что иногда в качестве способа освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной фигуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но вместе с тем легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания». Помимо этого, фольга - блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за позитивным опытом в детство.

По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).

Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и оппонента в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации.

Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, то участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например:

Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей?

Что чувствуете сейчас?

Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он?

Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?

Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта?

Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?

Безусловно, назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее - это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять «рисунок» поведения в конфликте, природу своих внутренних переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Заключительный этап

Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда - о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты. Принятие подобных откровений - ресурсный старт для личностного роста.

Комментарий. По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски, линия - один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах. По существу, они создают не столько образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или его определенный этап.

Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» ресурсна и в контексте оперативной диагностики эмоционального состояния для выявления, проработки и отреагирования эмоций и чувств, в том числе и подавляемых.

В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого в следующем. Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, рисунок менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив».

Согласно мнению Р. Амман (2000), левая рука представляет внутренний мир, а правая - внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

По сути, каждая линия на бумаге - «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события.

Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой руки одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь контролируя линию своего поведения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на линию конфликта от «лица оппонента».

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов («на одной территории»).

Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсутствием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или то, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабели.

Помимо рисунка в виде цветных линий, следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «оппонента (противника)». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния.

По мере отреагирования фрустрирующих переживаний образы из пластилина трансформируются и отражают уже изменившийся взгляд автора на проблему и ситуацию конфликта.

По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансформации, который отличает арт-терапевтическую работу от художественного творчества. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее выражен эффект эстетический.

Очевидно, что в ситуациях острого расстройства, вызванного стрессом, особое значение имеет позиция помогающего специалиста. Символичность языка рисунка дает клиенту чувство защищенности, соприсутствие арт-терапевта помогает созданию психологически безопасного пространства, в пределах которого возможно отреагирование разнообразных чувств в спонтанных художественных образах, преодоление травматичных переживаний.

Так, Натали Роджерс (1997) пишет: «Крайне важно, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым - достаточно редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе или ревность. И тем не менее исцеляют именно эти моменты принятия и понимания.

В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих случаях должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ».

ПОДАРОК В МОЕЙ ЖИЗНИ

Оборудование и материалы: для работы каждому участнику потребуются один-два альбомных листа формата А3, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, коробка цветного пластилина.

Инструкция

Нарисуйте самый яркий «подарок» в вашей жизни. Когда работа будет завершена, создайте образ этого подарка из пластилина. Придумайте название композиции, расскажите историю этого подарка.

Можно предложить участникам арт-терапевтической сессии закрыть глаза и под звуки негромко звучащей лирической мелодии вспомнить подарки, которые они получали и дарили, а также эмоциональную окраску сопутствующих этому ситуаций. Выбрать из калейдоскопа воспоминаний самое яркое и изобразить его на листе бумаги любыми изобразительными материалами и средствами. Вместо узнаваемого изображения объектов можно рисовать настроение. В арт-терапевтических занятиях нет ограничений, связанных со способами самовыражения, не принимается во внимание эстетическая ценность продукта творчества. Главное - открытое и спонтанное выражение своих эмоций, чувств, переживаний.

Известный философ и психолог М.К. Мамардашвили говорил о произведениях искусства как об «органах рождения» новых духовных состояний: «…ими являются произведения искусства в наших душах, произведения искусного труда… В нас должно родиться искусство видения, ибо только так рождаются красота, честь, любовь, храбрость, мужество».

После того как работы завершены, всем предлагается пересесть на стулья, стоящие по кругу, и расположить свои композиции (живописную картину и образ подарка из пластилина) внутри круга.

Занятия творчеством способны помочь в борьбе со стрессом, различными расстройствами, повысить , показать внутренний мир пациента.

Поэтому арт-терапию активно применяют в качестве вспомогательного метода при лечении психических заболеваний.

Чтобы добиться быстрого улучшения состояния благодаря арт-терапии, упражнения следует выполнять регулярно .

Что это такое?

Арт-терапия — ответвление в психокоррекции и психотерапии, которое использует творчество в качестве психотерапевтического инструмента.

Сведения об арт-терапии из истории:

  1. Основателем этого направления является Адриан Хилл , британский художник, живший в двадцатом веке. В конце тридцатых годов в процессе лечения туберкулеза он обнаружил, что рисование позволяет ему ощущать себя лучше. В 1938 году Адриан начал обучать рисованию пациентов (преимущественно раненых военных) и заметил, что творчество позволяет не только отстраниться от ощущений, связанных с заболеваниями, но и значительно улучшает общее психическое самочувствие.
  2. В первый раз определение «арт-терапия» было использовано Адрианом Хиллом в 1942 году. В 1945 году была опубликована его книга «Искусство против болезней».
  3. Согласно психоаналитическим воззрениям, арт-терапия позволяет пациентам перенаправлять нерастраченную внутреннюю энергию в социально одобряемые сферы , поэтому психическое состояние улучшается. Процесс перенаправления энергии (включая сексуальную энергию) называется .

Арт-терапия помогает не только тем, чье ментальное состояние не в порядке, но и психологам и психотерапевтам: они получают возможность лучше понять самочувствие пациента, оценить его настроение.

Это дает возможность найти оптимальный подход к лечению .

Также арт-терапию продолжают использовать в качестве вспомогательной помощи людям, страдающим серьезными : она помогает им отстраняться от боли и дискомфорта, чувствовать собственную значимость и поддерживать психическое здоровье.

Теоретические основы

Пациенты, проходящие курсы арт-терапии, рисуют, лепят, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, пишут и читают художественные произведения, танцуют и так далее.

В процессе они учатся получать удовольствие от собственной деятельности , принимать себя и свои недостатки, выплескивать негативные эмоции, что приводит к улучшению их ментального самочувствия.

Арт-терапия считается одним из наиболее эффективных методов лечения психических расстройств. Это направление способно помочь людям любого возраста, даже детям раннего дошкольного возраста, поскольку его легко адаптировать.

В настоящее время существует тенденция к созданию гибких арт-терапевтических систем, которые подойдут для работы с группой людей.

Ранее это направление чаще применялось в индивидуальной работе с пациентом. Его часто применяют для помощи маленьким детям , поскольку их рисунки могут рассказать о самочувствии не меньше, а то и больше, чем их поведение.

Любой вид искусства способен оказать благоприятный эффект на состояние пациентов, поэтому можно не только рисовать или заниматься лепкой из пластилина, но и выжигать по дереву, выкладывать мозаику, заниматься шитьем, вязанием, вышивкой: все зависит лишь от финансовых возможностей пациентов и клиники.

Не нужно путать арт-терапию и занятия творчеством в принципе: арт-терапевтические методы применяются психологом либо психотерапевтом, и именно он следит за тем, чтобы занятия приносили необходимые результаты и имели правильную структуру.

В настоящий момент выделено несколько основных направлений арт-терапии, включая самые известные: изотерапию, музыкотерапию, библиотерапию.

Принципы

Принципы, лежащие в основе арт-терапии:

Многие люди, имеющие психические заболевания, занимаются самобичеванием : «У меня ничего не получится», «Я бездарность», «Я отвратительно рисую и леплю, поэтому в этом нет смысла».

Это симптом заболевания, который проявляется и в других сферах жизни, поэтому с ним нужно работать.

Психолог должен дать понять каждому пациенту, проходящему курс арт-терапии, что качество несущественно и что смысл арт-терапии в другом : в том, чтобы получить удовольствие, поднять настроение, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.

Арт-терапия может быть не внутригрупповой, а индивидуальной: психолог или психотерапевт дает пациенту задание, и тот выполняет его в кабинете или дома, в комфортной обстановке.

Цели и задачи

Главные цели и задачи арт-терапии :

  • уменьшение либо устранение патологической симптоматики, включая , страхи, ненависть к себе, чувство безысходности, раздражительность, психосоматические проявления;
  • выплескивание накопившихся негативных эмоций, снятие психического напряжения;
  • формирование адекватной самооценки;
  • совершенствование коммуникативных навыков, поддержка пациентов, которые за время болезни приобрели ту или иную степень социальной дезинтеграции, из-за которой жизнь в обществе для них затруднена;
  • развитие творческих способностей;
  • борьба с патологическим перфекционизмом, формирование установки о том, что ошибаться нормально;
  • совершенствование когнитивных умений, в особенности внимания.

Арт-терапия также направлена на формирование умения доводить любое дело до конца .

Методика в работе психолога

Методы арт-терапии активно используют современные психологи, особенно те, которые работают с детьми и подростками.

Обычно эта терапия применяется в качестве вспомогательного метода, поскольку большинство психических проблем клиентов требуют комплексного подхода .

Психологи, работающие в учебных заведениях, в особенности в детских садах, могут предлагать детям пройти рисуночные тесты: нарисовать дом, дерево или семью.

После того, как рисунки готовы, психолог собирает их и анализирует: оценивает детали, . Этот арт-терапевтический метод позволяет быстро выявлять отклонения в психическом здоровье и интеллекте детей.

Могут применяться не только для обнаружения детей с ментальными проблемами, но и для проверки того, насколько эффективной оказалась психотерапевтическая помощь.

Основные методы арт-терапии: рисование, лепка, музыка, оригами, работа с деревом, камнем, написание текстовых произведений (стихотворения, проза), танцевальное искусство, пение, гончарное искусство.

Наиболее известными методиками и техниками арт-терапии являются:

  1. Методика «Мандала». Мандалы — симметричные изображения, встречающиеся в буддизме, индуизме. Пациенты раскрашивают готовые рисунки мандал и рисуют их самостоятельно. Цвета, которые пациент использовал при работе с мандалой, способны многое рассказать о его психическом самочувствии.
  2. Методики гештальт-терапии. Гештальт-терапия — направление, основой которого является механизм, состоящий из эксперимента и феномена: пациенту предлагают поставить эксперимент и понаблюдать за тем, что будет происходить. Любая реакция на эксперимент непосредственно во время его проведения является феноменом. Арт-терапия является неотъемлемой частью методик гештальт-терапии, поскольку позволяет ставить эксперименты, используя арт-средства.
  3. Методики Евгении Беляковой (артсинтезтерапия, или АСТ). В этом направлении применяются стихосложение, театр, рисование, театральные импровизации, риторика. Основательница направления является руководителем программы по обучению артсинтезтерапевтов. Основная цель методики — научить пациентов высвобождать переживания.

Арт-терапия может использоваться в комплексе с различными психотерапевтическими методиками , такими как , семейная психотерапия, психологическое консультирование.

Арт-терапия, применяемая в рамках психологического консультирования, помогает пациенту глубже погрузиться в проблему, прочувствовать ее и найти выход.

Чтобы стать арт-терапевтом, следует либо получить дополнительное образование (повысить квалификацию), либо пройти программу магистратурского уровня.

Виды и направления

Основные направления и приемы:

  1. Рисуночная терапия. Это наиболее распространенное терапевтическое направление, поскольку оно наиболее доступно и с его помощью легко найти подход к людям любого возраста. К рисуночной терапии относятся роспись, живопись, ознакомление с рисованными произведениями искусства и их обсуждение.
  2. Библиотерапия. Включает в себя чтение и обсуждение текстовых произведений. Книги подбираются так, чтобы они могли помочь пациенту прочувствовать какие-либо личные переживания.
  3. Сказкотерапия. Разновидность библиотерапии, применяемая в основном для работы с детьми младшего возраста. Однако сложные сказки, мифы, легенды могут подойти и для работы с более взрослыми пациентами.

    Сказки в метафорической форме доносят до читателя важные мысли, которые нужно заметить и проанализировать.

  4. Музыкотерапия. Музыка способна запускать ассоциативные цепочки у пациентов, помогая им раскрыться. Она способна успокоить или, наоборот, мобилизовать, вызвать какие-то переживания, фантазии. В рамках музыкотерапии пациенты не только слушают музыку, но и обсуждают ее, узнают новое.
  5. Танцевально-двигательная терапия. Прекрасно подходит для работы с детьми, большинство из которых крайне активны и с легкостью позволят вовлечь себя в танцы. Движение под музыку позволяет высвободить негативные переживания и получить массу положительных эмоций.
  6. Драматерапия. Это различные драматизации, постановка сценок, пьес, отыгрывание определенных сюжетов.

Также арт-терапия делится на:

  1. Пассивную. Включает в себя только изучение уже готовых произведений искусства — прослушивание музыки, рассматривание картин, скульптур — и последующее обсуждение. Позволяет избавить пациентов от дополнительной тревоги по поводу того, что они сделают некачественную работу.
  2. Активную. Включает непосредственно создание произведений искусства: рисунков, поделок, стихотворений, прозы и так далее.

Для индивидуальной работы наиболее подходят следующие методики: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия. Другие же методики хорошо подходят для групповых занятий.

Упражнения для детей и взрослых

Упражнения для детей:

  1. Штрихи. Ребенку предлагается в удобном для него темпе наносить на лист бумаги короткие линии. Это позволяет выплескивать раздражительность и способствует успокоению. Подходит для дошкольников.
  2. Рисование на влажном листе. Ребенок, взяв в руки кисть или губку, наносит на влажный лист бумаги линии, пятна, полосы и все, что захочет, получая возможность наблюдать за тем, как краска красиво растекается. Это активирует его воображение и оказывает расслабляющий эффект. Подходит для дошкольников.
  3. Аппликация на сосуд. Ребенок украшает понравившуюся емкость кусочками бумаги. Можно добавить зерна, бисер, бусины. Подходит только для старших дошкольников и более взрослых детей.

Детям можно предлагать рисовать пальчиковыми красками, использовать акварельные (желательно медовые) краски.

При работе с детьми младше трех лет следует помнить о том, что они могут случайно проглотить мелкие детали (зерна, бусины), засунуть их в уши и нос, поэтому следует максимально ограждать их от занятий, предполагающих взаимодействие с мелкими предметами.

Упражнения для взрослых :


Арт-терапия позволяет значительно улучшать психическое состояние пациентов , поэтому активно применяется в большинстве развитых стран мира. Чтобы арт-терапевтическое лечение было успешным, следует прислушиваться к рекомендациям психотерапевта и чаще хвалить себя.

Особенности применения арт-терапии: