Гомосексуализм с научной точки зрения. Психологические особенности мужчин с нетипичной направленностью влечения Гомосексуальность с точки зрения эволюции

В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются материалы "высококвалифицированных" психологов, которые стараются убедить нас в нормальности гомосексуальных отношений. Мол, люди такими родились, ничего здесь не поделаешь, поэтому мы должны толерантно относиться к их стилю жизни и любить их такими, какие они есть. Однако эту нездоровую мысль разделяют далеко не все психологи. Кандидат психологических наук, практикующий психолог-консультант, декан факультета психологии Киевского института бизнеса и технологий, а также мать шестерых детей Людмила Гридковец уверена: гомосексуализм - это патология, которую нужно лечить, и которая, успешно лечится.

Нами манипулируют, когда пытаются доказать нормальность гомосексуальных отношений.

В настоящее время гомосексуальные половые связи считаются естественными. В некоторой степени вина за это лежит на тех психологах, которые с помощью СМИ приучают нас относиться к гомосексуалистам как к альтернативе традиционным отношениям. Зачем Ваши коллеги занимаются такой пропагандой?

Есть несколько причин. Первое - это продуцирование собственного патологического внутреннего мира наружу. Другими словами, человек всегда распространяет то, что имеет внутри. Если имеет добродетели - продуцирует добродетели, если имеет патологии, то соответственно продуцирует патологии... В свое время я проводила исследование, после которого смогла сделать вывод - 73 процента студентов-психологов идут учиться ради решения личных проблем. Но проблема состоит в том, что практически в 90 процентов ВУЗов изучают только теорию психологии, а вот человека, его внутренний мир - нет. Поэтому, психолог, который не решил собственные проблемы, после выпуска из ВУЗа, начинает ее культивировать.

Вторая причина - манипуляция. Происходит это очень просто. Специалист, который имеет личные проблемы, не крепкий в своих ценностных ориентациях, посещает определенный тренинг, чаще всего по гендерному равенству в Штатах или Канаде, и становится первой жертвой манипуляции. После этого начинает применять полученные знания, используя те же самые манипулятивные технологии.

Как именно происходит манипуляция сознанием?

На самом деле очень просто. Вам дается только определенная часть информации и предлагается сверить факты в этой части. Например, определенные ученые доказали, что гомосексуализм существует у высших млекопитающих и в первобытных племенах на протяжении всей истории человечества. Существует? Да, существует. Какой вывод якобы напрашивается? Якобы гомосексуализм - норма человеческого существования. Но на самом деле это чистой воды манипуляция. Если мы расширим круг информации, сразу же увидим абсурдность теории. Убийство, каннибализм, педофилия - все это также имеет место среди высших млекопитающих и первобытных племен на протяжении истории человечества. Однако такие явления нормой мы не считаем. То есть стоит всего-навсего расширить информацию и все становится на свои места. Впрочем, по закону манипуляции доступ к осознанию этой простой истины перекрывается.

Наверное, ярким примером манипуляции сознанием со стороны психологов можно назвать и случай с геем Элтоном Джоном, который во время визита в Украину отметил, что хотел бы усыновить ВИЧ-позитивного мальчика из Дома малютки в Макеевке. Тогда именно психологи, ссылаясь на какие-то исследования, убеждали украинцев в том, что наукой еще не доказано влияние воспитания в гомосексуальной семье на психику ребенка. Мол, далеко не факт, что мальчик также вырастит гомосексуалистом.

На самом деле никто не проводил таких исследований. Проще сказать, что "такой факт не доказан", чем провести такие исследования. Ведь на них нужны значительные суммы. А кто их даст?
Властная мать, вытесненные психотравмы, пропаганда СМИ, потеря духовных основ - все это причины мужского и женского гомосексуализма

В чем причина мужского гомосексуализма с точки зрения психологии?

Их несколько. Например, мальчик воспитывается в семье, где мать очень активная и властная женщина. Она контролирует детей, подавляет мужа. Примерно, как в том анекдоте: "Кто в доме хозяин? Папа. А вот кто сегодня будет папой, решает мама". У ребенка возникает протест против поведения матери, не осознавая это, он входит в своего рода коалицию с отцом. Соответственно, ищет себе мужчину, который сильнее матери.

То есть в воспитании мужчин-гомосексуалистов в большей степени виноваты матери?

Да, но есть одно "но". Когда я начала консультировать людей с такими проблемами, я увидела, что причина на самом деле по большей части связана с отцом. Обычно сын не может простить ему слабость, отсутствие желания защитить его от матери или свою оставленность. В общем непрощение отца - является базовым в гомосексуализме. А уже потом - отношения с матерью, о которых я упоминала ранее.

А с чем связан женский гомосексуализм?

Интересней всего то, что именно женские гомосексуальные отношения нигде в природе не встречаются - это исключительно фантазийная прерогатива людей. Основная причина лесбийских отношений - вытесненная психотравма, которая чаще всего связана с конкретным мужчиной. То есть это сексуальные домогательства в разном возрасте, о которых большинство девушек даже не помнят. Можно сказать, психика "позаботилась" и вытеснила все в сферу подсознания. Например, в моей практике был случай, когда в процессе консультации выяснилось, что в девять лет девочку сексуально домогались. Для нее это стало страшной травмой, поэтому психика, чтобы избавиться от нее, просто вытеснила этот случай. Такой опыт привел к тому, что девушка не могла иметь ни одних отношений с мужчинами, даже поход к доктору-мужчине становился для нее настоящей проблемой.

Еще одной модной в настоящее время разновидностью сексуальных отношений можно назвать бисексуализм...

Хочу сказать, что к такой искривленной модели отношений часто приводят именно психологи. К сожалению... Вот, например, распространенный случай. К психологу приходит подросток и говорит: "У меня такой классный друг, что я чуть ли не влюблен в него. Что делать?". Психолог не объясняет ему, что это обычная дружба, а определенные эротические переживания и влечение к представителю своего пола связаны с подростковым возрастом. Вместо этого говорит: "Ты определись уже, наконец, к кому ты относишься". После такого "совета" специалиста подросток начинает мучить себя этим вопросом и приходит к выводу, что ему действительно нравятся представители своего же пола.

Пропаганда с помощью СМИ может повлиять на формирование гомосексуального поведения?

Я хочу отметить то, что к гомосексуальным отношениям приводит целый ряд разных факторов. Есть более весомые причины, есть менее, но их несколько. Пропаганда через СМИ, демонстрация фильмов о гомосексуальной "любви" может стать тем решающим фактором, который склонит человека к практике нетрадиционных отношений. Также как и закрытая среда - тюрьма, школы для мальчиков, девочек. Так, в моей практике происходили случаи, когда воспитанниц футбольных клубов развращали более старшие девочки.
Гомосексуализм нужно и можно лечить

Для вас, как для практикующего психолога, гомосексуализм - это...

Гомосексуализм - это патология, которую нужно лечить. Поэтому гомосексуалист должен осознать, что он больной и должен захотеть вылечиться.

В вашей практике были случаи успешного лечения гомосексуализма?

Мое первое, так сказать, знакомство с представителями гей-культуры произошло в 92-м году в Швеции. Тогда там собралась молодежная тусовка со всей Европы, чтобы прослушать психологические лекции, в том числе и по поводу гомосексуализма. Лекции оказались абсолютно примитивными: геи - тоже люди, давайте их не бить. Но, практически не получив ничего полезного во время лекций, я тогда получила ценный опыт. Дело в том, что присутствующие там гомосексуалисты почему-то именно меня выбрали "своей жилеткой". Они рассказывали мне о своей "тяжелой" жизни, плакались, как их никто не понимает и так далее. По сути, эти ребята просто стали жертвами развращения - они имели любовников в возрасте, которые их содержали, старались убедить себя в нормальности таких отношений. И в результате мы имели то, что имели.

На тот момент я постоянно думала: "Господи, ну за что мне все это? Все себе развлекаются, а я должна выслушивать несчастных гомосексуалистов". Когда в 1995 году ко мне впервые обратился человек с такой проблемой, благодарила Бога за тот опыт.

Могу сказать, что клиентов, которые приходили с просьбой вылечить их от гомосексуализма, насчитывается с десяток. Больше тех, которых беспокоили депрессии, суицидальные мысли, алкогольная зависимость, галлюцинации. Они хотели избавиться от этого и в процессе терапии выяснилось, что на самом деле проблема лежит гораздо глубже. Люди осмысливали это, продолжали терапию и через некоторое время становились здоровыми.

Основное в браке - это любовь и воспитание детей

На сегодняшний день во многих странах гомосексуалисты пытаются добиться, чтобы их "браки" считались законными. На ваш взгляд, брак - это исключительно союз между мужчиной и женщиной или возможны альтернативы?

Вообще я не люблю слово союз. Для меня брак - это посвящение. Однако для гомосексуалистов слово союз - означает понятие, что-то наподобие "союз рабочего и крестьянки". У них не может быть посвящения, вечного познания друг друга, вечной присяги друг другу...

Кроме того, что вы опытный психолог, вы еще и мать шестерых детей. Как вы считаете, что во время воспитания ребенка родители должны избегать, а на что обратить внимание?

Стоит избегать очень распространенного в настоящее время фактора уникальности ребенка. В чем он состоит? Когда мама видит талант ребенка, она начинает превозносить ребенка над другими - с этим не гуляй, туда не смотри и т.д. Подрастая, ребенок ищет такого же талантливого, умного и... такого же пола человека. Другими словами, ищет свою копию... Понятно, что это может иметь плачевные последствия. Однако унижение ребенка также приводит к развитию патологий. Поэтому давая малышу понимание его уникальности и удивительности, необходимо при этом также давать ему понимание неповторимости и ценности каждого человека.

Обращайте особое внимание на любовь в семье - это базовое и в браке, и в воспитании детей. Мать должна любить свого мужа, а отец - свою жену. И очень важно, чтобы дети видели свидетельство этой любви. Также невероятно важно любить свою дочь или сына не за что-то, а просто потому, что он или она у вас есть.

Спасибо за интервью.

Беседовала Зоя Никитюк


Сейчас в мире происходит много парадов, как и самих гомосексуалистов, так и людей выступающих против. Многие люди в глубине понимают, что в гомосексуализме есть что-то отвратительное, но толком не могут объяснить даже самим себе, что именно, и почему люди вообще становятся гомосексуалистами.

Учение Фалунь Дафа даёт четкий ответ на этот вопрос и глубоко объясняет корни этого феномена. Здесь я поделюсь лишь некоторыми цитатами:

«Ученик: Можно ли гомосексуалистам, не покидая......

Учитель: Ты хотел сказать: «Не покидая партнера такого поведения, заниматься самосовершенствованием?» Скажу вам, что вчера я говорил, что Святые уже не принимают человека за человека. Хотя ты все еще охраняешь религию, но Иисус уже опустил руки. На самом деле он не признает религии, он признает только сердце человека, которое может возродиться. Почему он больше не отвечает за человека? Потому что нынешнего человека уже нельзя называть человеком, действительно так. В истории никогда не существовал такой хаос как в нынешнем обществе. Вчера я упоминал мафиозное общество, наркотики, видоизменение, свободу совокупления, хаос в половом отношении, кровосмешение, падение представлений человека, в том числе и гомосексуализм...

Подумайте, человек был создан Богом. Создал мужчину, дал ему жену. Так установил Бог. Сейчас человек хочет иметь партнёра одного пола. Святые считают, что человек занимается этим поведением потому, что представление человека уже не является человеческим. Ты произвольно распускаешь свое мышление. Твоя мысль, напоминающая изложенную мной выше мысль, в действительности не принадлежит тебе. Приобретенные при жизни плохие вещи зародили у тебя представление о гомосексуализме, от которого ты сам вступил в анестезию, участвуешь с ним в грязных делах. Тебе нужно снова найти себя, нельзя больше заниматься такими грязными делами. Святые считают такие дела грязными. Вне зависимости от того, признает ли его ваше правительство, законы вашего правительства не являются космической истиной. Законы правительства были установлены человеком. Во время установления закона в сердце человека господствует желание обуздать других или защищать приобретенную власть, либо это делается в интересах голосования. Поэтому такое поведение является неискренним, не содержащим представления доброты.

Думаю, что человек, который написал эту записку, уже почувствовал что-то не правильное в этом вопросе. Сейчас люди уже не могут разобраться что правильно, а что не правильно, что нужно делать, а чего нельзя. Всё стремительно скатывается вниз. Нравственность человечества чрезвычайно быстро падает, разрушается. Все находятся в мощном потоке, уже не могут различать добро и зло. До вступления в самосовершенствование, что случилось, то случилось. Пусть пройдет случившееся. Ты, как самосовершенствующийся, должен быть благородным, в первую очередь быть человеком, затем, войдя в сферу совершенствования, станешь самосовершенствующимся, и, в конце концов, возвысишься в еще более чистого благородного человека, достигая Человека-Святого в сфере божественной. Святые никогда не допускают самосовершенствующихся заниматься таким делом, также не разрешают простым людям так вести себя...»

«Ученик: Почему гомосексуализм считается аморальным?

Учитель: Вы подумайте, является ли гомосексуализм человеческим поведением? Небо создало мужчину, создало женщину, в чем цель? Для размножения потомков. Тогда мужчина вместе с мужчиной, женщина вместе с женщиной, только подумал, и понятно, правильно это или нет. Если он не прав в мелочах, то можно считать, что он совершил ошибку; если он не прав в большом деле, тогда значит, что у него отсутствуют моральные нормы человека, что он уже не достоин быть человеком. Я скажу вам, почему сегодняшнее общество стало таковым? Это объясняется тем, что человек живет без контроля истинного Закона. Этот Дафа распространяется именно в обстановке полной неразберихи, в такой момент, когда все религии не в силах спасти людей, в таком состоянии, когда все Просветленные бросили заботиться о людях. Ибо велика сила Закона. В самый хороший период еще не нужно распространять такой великий Закон, только в самый плохой период может проявляться мощь Закона. Однако
существует и другая причина».

«Ученик: Гомосексуализм - это грех, и мне очень тяжело, я в полном отчаянии. Я верю в «Чжэнь Шань Жэнь», но достоин ли я, чтобы совершенствоваться?

Учитель: Ведомый современным неправильным мышлением, ведомый современной неправильной пропагандой, которая приводит к разложению окружающей среды, человек может совершить очень много ошибок. Я не говорю, что ты не можешь быть спасён. Ты можешь учить Дафа и исправить свои эти неправильные мысли и поступки. Как я рассказывал, почему может быть гомосексуализм? В действительности, человек находится под контролем пристрастий и чувств. Если ты привязан к ним, они могут сформировать такого вида пристрастие в твоём сознании, и из этого образуются разнообразные представления и даже мутированные представления. Вдруг тебе понравились движения или внешность того человека, и с течением времени ты, проявляя упрямство, радуешься этому. Или же, возможно, тебя привлекут манеры поведения этого человека, тогда со временем может сформироваться представление, и тебе будет нравиться именно его поведение. Тогда постепенно эти вещи, чем дальше, тем будут сильнее, и они будут контролировать твоё мышление. Если тебе нравятся какие-то вещи, то это формирует представления, которые могут становиться всё сильнее и сильнее; если душевное состояние мутировалось, то постепенно это мутированное сознание может увеличиваться и развиваться, становясь ещё более мутированным. Поэтому гомосексуалисты именно в чувствах имеют эти мутированные вещи. В действительности, это также одно сформированное представление, только оно мутированное. В этот момент человек такие вещи принимает за себя самого. В действительности, это вещи, сформированные неправильным пониманием в процессе жизни, которые, в свою очередь, стали контролировать тебя, а ты всё же считаешь, что это твоё собственное мышление. Изначально человек не считает, что собственные представления - это не он сам. О той мыслительной карме, которую ты сам сформировал, конечно же, ты не знаешь. Мыслительная карма может отразиться в любой мысли, и ты изначально не размышлял о том, ты это или нет. В действительности, мысль, которая отражается в твоём мышлении, совсем необязательно есть ты. Однако это неправильное мышление, нельзя сказать, что нельзя исправить, так как ты всё-таки учишь Дафа, который наставляет человека идти правильным путём и поступать ещё лучше. Я думаю, что в Великом Законе всё можно исправить. Нет проблем, можешь изучать Дафа. Однако ты должен по-настоящему нести ответственность перед собой, особенно должен отталкивать то своё мышление. Оно вредит тебе, оно заставляет тебя совершать дела, которые не должен совершать человек, оно тянет тебя в ад, а люди с мутацией в их сердце ещё считают, что это они сами. Когда появляется это представление, и тебе начинает нравиться гомосексуализм, ты должен запомнить, что это не ты, и оно опять пришло, чтобы погубить тебя. Однако из-за того, что ты долгое время пассивно соглашаешься, соответствовал им и чувствовал это хорошим, то это и превратилось в гомосексуализм. Это мышление обязательно надо исправить».

«Ученик: Почему гомосексуалисты считаются плохими людьми?

Учитель: Я вам скажу, если бы сегодня я не проповедовал этот Дафа, то объектами, которые Просветленные прежде всего уничтожат, являлись бы именно гомосексуалисты.Не я их уничтожу, а Просветленные. Как вам известно, гомосексуалисты нашли аргумент, говоря, что в древнегреческой культуре существовало такое явление. Да, в древнегреческой культуре существовало подобное явление. Знаете ли вы, почему исчезла древнегреческая культура? Почему исчезли древние греки? Потому, что они были деморализованы до такой степени, что надо их уничтожить. Когда Просветленные создали человека, они установили для людей и нормы поведения и их образ жизни. Когда человек выходит за этот предел, то он уже не считается человеком. Однако у вас есть внешний облик человека, тогда Просветленные не могут терпеть ваше дальнейшее существование, и намерены вас уничтожить. Знаете ли вы, почему появляются в мире войны, чума, стихийные бедствия и катастрофы? Именно потому, что у человека есть карма, а они существуют именно для устранения кармы людей. Как бы ни был прекрасен исторический период в будущем, на Земном Шаре все же будут существовать войны, чума, стихийные бедствия и катастрофы, это послужит людям способом уничтожения их кармы. Некоторые совершили преступления, тогда можно убрать карму таких людей путем гибели плоти и страдания, и потом, когда он заново перевоплотится, у него уже не будет кармы. Его жизнь не сможет действительно умереть, он сможет снова перевоплотиться. Однако некоторые создали слишком огромную карму, тогда ему предстоит полное уничтожение сущности его жизни.

Гомосексуалисты не только сами нарушают человеческие нормы, установленным Просветленными, причем еще разрушают моральные нормы человеческого общества, в частности впечатления, произведенные на детей, приведут к тому, что в будущем мир станет похожим на дьявольский. Вот в чем вопрос. Однако такое уничтожение не значит, что уничтожат его, и он исчез, а в том, что его уничтожают слой за слоем. А скорость уничтожения, с нашей точки зрения, очень быстрая, но в том поле времени, где он находится, все идет исключительно медленно и длительно, он будет уничтожаться раз за разом, уничтожаться крайне мучительно. Это очень страшное дело. Человек должен жить светло, жить благородно, как подобает человеку. Нельзя попустительствовать своей дьявольской природе, делать все, что ему угодно».

Государственная Дума России 11 июня 2013 года приняла закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В первую очередь под этими нетрадиционными сексуальными отношениями подразумевается гомосексуальность: в тексте документа на этапе первого чтения прямо говорилось о «пропаганде гомосексуализма» и «искаженном представлении о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений». «Лента.ру», не касаясь , попыталась разобраться с тем, что о природе однополых отношений в разные времена говорила наука и почему с точки зрения психиатрии гомосексуальность перестала быть болезнью и превратилась в вариант нормы.

До цивилизации

О том, как относились к гомосексуальности в самых древних культурах, ученые могут только догадываться. От племен, живших во времена неолита, не осталось почти никаких культурных артефактов, по которым можно было бы судить о сексуальной морали, тем более о восприятии гомосексуальности. Чтобы узнать, как в доисторическом периоде люди могли относиться к различным аспектам своей сексуальности, антропологам остается только обратиться к племенам, сохранившим древний уклад до наших дней.

По наблюдениям антропологов, у австралийских племен аранда повсеместно распространены гомосексуальные игры между детьми, а также сексуальные контакты взрослых с подростками, у которых появились признаки половой зрелости. Африканским же племенам ака и нгангу, напротив, гомосексуальность практически неизвестна - в их языке еще тридцать лет назад не было таких слов. Антропологи, изучавшие их сексуальную культуру и традиции, отметили (результаты представлены в African Studies monograph ), что в обоих сообществах приняты исключительно гетеросексуальные контакты, причем направленные на продление рода.

Впрочем, главный вывод из работ антропологов XIX-XX веков: гомосексуальность встречалась повсюду или практически повсюду.

От язычества к монотеизму

Сохранилось немало свидетельств того, что в Древней Греции мужские гомосексуальные отношения были нормой. Вот, например, цитата из «Пира» Платона:

Там же, в Древней Греции, возник термин «педерастия» (παιδεραστία), описывающий гомосексуальные отношения взрослых с подростками. Антропологи в XX столетии показали, что это не было уникальным явлением, но греческая педерастия намного больше повлияла на культуру Европы, чем аранда или жители Новой Гвинеи. Первые свидетельства педерастии датируются седьмым веком до нашей эры, а в пятом веке она, как указывают археологические данные, стала традицией. Одобряемой, принятой среди свободных граждан и, насколько можно судить по сохранившимся источникам, затрагивающей подростков от 12 до 18 лет.

Таким образом, в тех государствах, где отдаваться поклонникам считается предосудительным, это мнение установилось из-за порочности тех, кто его придерживается, то есть своекорыстных правителей и малодушных подданных; а в тех, где это просто признается прекрасным, этот порядок идет от косности тех, кто его завел. Наши обычаи много лучше, хотя, как я уже сказал, разобраться в них не так-то легко. (перевод С.К. Апта)

В Древнем Риме могли осуждать однополые контакты между мужчинами там, где это противоречило принятым представлениям о мужской роли: а в желании секса с другим мужчиной ничего предосудительного не видели до тех пор, пока речь шла о проникающей позиции. Так, Нерон (умер в 68 году) заключил брак с 16-летним кастрированным юношей.

В третьем веке нашей эры ситуация, однако, начала меняться. В 240-х годах запрещена гомосексуальная проституция, в 293-м происходит раздел на Западную и Восточную империи, в 305 году гомосексуалов решением Эльвирского собора изгоняют из церковной общины, в 314-м на Анкирском соборе их приравнивают к скотоложникам и отлучают от церкви на двадцать лет, в 342-м оказываются запрещены однополые браки. К 395-му Западная Римская империя уже в значительной степени оказывается разрушена - успев в 390 году напоследок ввести смертную казнь за гомосексуальные отношения.

В конце VII столетия в списке наказаний появляется кастрация: шестнадцатый толедский собор в 693 году не только ввел специальный налог для евреев, но также постановил карать гомосексуалов кастрацией, ста ударами плетью, обриванием налысо и изгнанием с отлучением от церкви. Вплоть до Нового времени законы оставались столь же суровыми: во Франции XIII века гомосексуалам (причем это касалось как геев, так и лесбиянок) грозило сожжение на костре, а в 1432 году во Флоренции даже учредили специальный орган для расследования случаев содомии.

Фрески, обнаруженные при раскопках Помпеи, долгое время не показывали публике. Город погиб в 79 году нашей эры при извержении вулкана, и его стены сохранились под толстым слоем пепла.

В 1532 году очередной закон, карающий гомосексуальные контакты смертной казнью, принимает Священная Римская империя. В 1533-м аналогичный документ подписывает Генрих VIII в Англии, в 1543-м закон распространяется на Уэльс. Абсолютное большинство случаев применения антигомосексуальных законов относится к мужчинам, но иногда наказывают и женщин: так, в 1655 году лесбиянки оказались вне закона в Коннектикуте, британской колонии и будущем штате США.

Слово докторам

Вплоть до XVII века говорить о научном или медицинском восприятии гомосексуальности не приходилось. Медицина такими проблемами не занималась, а научный метод еще не сформировался, поэтому все фундаментальные вопросы разрешались в рамках религии и философии. Но с началом Нового времени пришла пора великих открытий: в это время появились микроскопы, в практику вошел экспериментальный метод, природные закономерности начали описывать на языке математики, а новые технологии медленно, но верно повышали производительность труда и уровень жизни. Кроме того, еще в эпоху Ренессанса возник интерес к античной культуре, а мореплавание открыло европейцам другие культуры.

Фрагмент греческой чаши из коллекции Лувра. Да, это и есть педерастия, связь молодого человека (справа) с подростком (слева). Межбедренное соитие, как гласит описание артефакта. В современном русском языке слово «педерастия» стало ругательным синонимом мужской гомосексуальности, однако это исторически неверно.

Под влиянием гуманистических идей в конце XVIII века часть самых жестоких законов, направленных на борьбу с гомосексуальностью, отменяют или заменяют на более мягкие. Одной из первых наказание отменяет революционная Франция, потом Пруссия (1794) и Нидерланды (1811). В 1830 году гомосексуалов перестают преследовать в Бразилии (в 1832-м в Российской империи принимается «Уложение о наказаниях», параграф 995 которого предусматривает за добровольный секс между мужчинами лишение всех прав и ссылку в Сибирь на срок до пяти лет). Все изменения принимают пока что без учета медицинских и научных данных, но наука и медицина уже начали активно заниматься вопросами сексуальности.

Швейцарский врач Самюэль Тиссо (1728 - 1797) написал в 1760 году медицинский трактат, который не затрагивал напрямую гомосексуальность, но оказал значительное влияние на представления врачей: «Онанизм». В этой книге, выдержавшей 63 переиздания, утверждалось, что растрата семени приводит к нарушению работы нервной системы, и на протяжении полутора столетий многие медики воспринимали секс как потенциально опасное для здоровья занятие. Причем если «Онанизм» был написан с отсылкой к анонимному источнику и сегодня не выдержал бы никакой критики, то другие работы Тиссо снискали заслуженную славу: например, «Трактат об эпилепсии» считается одним из первых серьезных исследований этого заболевания.

Спустя более чем столетие, в 1886 году, другой врач, австрийский и немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг, публикует «Психопатологию сексуальности» - книгу, ставшую первой научной работой по сексологии, и труд, основанный на совершенно иных посылках, чем работа Тиссо. Если Тиссо во многом опирался на анонимную брошюру, напечатанную еще до его рождения в Лондоне, то Крафт-Эбинг использует материал наблюдений за больными в клинике университета Граца в Австрии. Он систематизирует множество случаев нетипичного сексуального поведения, включая и гомосексуальность.

Крафт-Эбинг, который уже располагал историческими данными, не считал гомосексуальность моральным пороком. Он видел в ней болезнь, причем плохо поддающуюся лечению, но не самую тяжелую:

На территории России гомосексуальность тоже не была исключением. В Средние века церковное наказание за гомосексуальные контакты было менее суровым, чем в Западной Европе, и составляло от одного года до семи лет покаяния вместо сожжения на костре. Упоминание однополых отношений есть в «Сказании о Борисе и Глебе ». В «Домострое» гомосексуальность осуждается, но даже в меньшей степени, чем пьянство; распространенность однополых связей у мужчин отмечают настоятели монастырей, а иностранные путешественники (например, Юрий Крижанич) отмечают невиданный в Европе того времени разгул содомии.

«У меня в общем сложилось такое убеждение, что лица с превратным половым ощущением отнюдь не представляют собою худших представителей дегенеративных типов. И насколько я мог исследовать потомство гомосексуалистов, оно не представляло вовсе особенно тяжелых проявлений невропатической конституции и наследственного отягощения» (текст можно найти в библиотеке Научного центра психического здоровья РАМН).

Перед этим врач указывал на то, что считает неправильным расхожее мнение о вреде лечения гомосексуалов (дескать, те тогда заведут потомство и передадут болезнь дальше; в то время была очень популярна евгеника, и об «улучшении человеческой породы» писали многие). По мнению Крафт-Эбинга, в обществе, где не запрещены браки ни между пьяницами, ни между «наследственными дегенератами», люди с «превратным половым ощущением» не должны лишаться медицинской помощи.

Спустя некоторое время, в 1901 году, вышло другое исследование: британский врач Хэвлок Элис собрал в Sexual Inversion ряд случаев мужчин-гомосексуалов, которые ничем - кроме своей сексуальной ориентации - не отличались от гетеросексуальных людей того же возраста и социального положения.

Работу Элиса встретили в штыки и запретили к публикации в Великобритании за непристойность (где и труд Крафт-Эбинга назвали «преданием гласности грязного и отвратительного материала перед лицом доверчивого общества»). Но в представлениях ученых и медиков наметились радикальные сдвиги: психиатры стали все чаще обсуждать роль сексуальности в целом, и наиболее известным примером может служить деятельность Зигмунда Фрейда.

Фрейд, который, как и Крафт-Эбинг, начинал с работы в клиниках, разработал теорию, согласно которой сексуальность играет центральную роль в психике человека. Фрейд не только сделал предметом исследования ранее табуированные явления и психические процессы, но и разработал концепцию, в которой все люди рождаются без четких сексуальных предпочтений. По Фрейду, все люди изначально бисексуальны, а гомосексуальность является следствием сбоя в процессе сексуального развития. Причем важно подчеркнуть, что Фрейд уделяет внимание и женской гомосексуальности, которая долгое время оставалась фактически вне поля зрения как врачей, так и философов.

В письме к матери одного из своих пациентов в 1933 году он пишет, что гомосексуальность не является ни даром, ни проклятием; более того, ее нельзя классифицировать как болезнь. Это, как считал Фрейд, следствие задержки сексуального развития, состояние нетипичное и не идеальное, но все-таки не заболевание. Отец психоанализа признавал возможность изменения сексуальной ориентации лишь с рядом оговорок: по его мнению, изменить гомосексуальность на гетеросексуальность возможно лишь в исключительных случаях.

Работы Крафт-Эбинга, Хэвлока, Фрейда и ряда других исследователей вызвали не только обсуждение в профессиональной среде. Следствием их стало еще и то, что в Европе начали действовать организации в поддержку гомосексуалов.

Одной из самых значимых таких организаций стал немецкий Научно-гуманитарный комитет. Он занимался не только сбором подписей под петициями об отмене 175 параграфа уголовного кодекса (о преследовании мужчин, вступивших в сексуальный контакт), но и исследовательской работой. С 1919 года комитет сотрудничает с Институтом сексуальных наук, частной исследовательской организацией: в 1933 году и институт, и комитет разгромлены нацистами. В марте 1933-го в концлагерь отправился администратор института Курт Хиллер, а 6 мая здание атаковал Немецкий студенческий союз. Библиотеку вытащили и сожгли. Эти события были в череде тех, которые снова вывели проблему из медицинско-научной плоскости.

Если для христиан это была не болезнь, а для Крафт-Эбинга - не грех, то национал-социалисты провозгласили гомосексуальность порочным поведением, которое при этом имеет биологическую природу. Таким образом, преследование и даже физическое уничтожение геев впервые получило не религиозное, а псевдобиологическое обоснование. С 1933 по 1937 год число осужденных по 175 параграфу возрастает в десять раз. Причем, как и в случае с христианскими законами более чем полуторатысячелетней давности, преследовались преимущественно гомосексуальные контакты среди мужчин, а не среди женщин.

К лесбиянкам относились негативно, но масштаб их преследований был все же меньше. В 1928 году немецкая полиция закрыла журнал Die Freundin и запретила всю остальную лесбийскую литературу на основе акта о защите несовершеннолетних от непристойных публикаций, однако даже при нацистах число осужденных лесбиянок было крайне невелико, а формально 175 параграф на них не распространялся. Большая часть лесбиянок, попавшая в итоге в концлагеря, была осуждена за «асоциальное поведение».

Возможно, если бы не нацисты, вопрос взаимоотношений медицины и гомосексуальности решился бы спокойнее. Но после того, как медицинско-биологические аргументы оказались использованы для оправдания массовых убийств и преследований, проблема просто не имела шансов разрешиться в тихой научной дискуссии.

Психиатрия

Мнения врачей первой половины XX столетия оставались мнением отдельных специалистов, которые систематизировали свои данные на основе своего же опыта. Строго говоря, это еще не было полноценным научным подходом - хотя бы потому, что врач неизбежно подходил к пациентам предвзято, а его восприятие обуславливалось условиями работы.

Хэвлок Элис описал в работе «Сексуальная инверсия» случаи мужчин-гомосексуалов, которые ничем не отличались от гетеросексуалов. Считал, что в общем случае гомосексуальность не связана с «дегенерацией».

Дальнейшее развитие науки было связано с внедрением двух инноваций. Это математическая статистика и слепой метод . Статистика позволяет сказать то, с какой вероятностью увиденные где-то различия могли получиться случайным образом (и, соответственно, не иметь никакой реальной значимости; падение монеты три раза «орлом» не дает права говорить об ее асимметрии), а слепой метод - избежать сознательной или неосознанной предвзятости при анализе данных.

Вывести исследования гомосексуальности на новый уровень смогла в 1957 году американская психолог Эвелин Хукер. Она взяла по 30 анкет гетеро- и гомосексуальных мужчин, после чего отдала их психиатрам для экспертизы. Врачи не смогли найти какой-либо разницы между гетеро- и гомосексуальной психикой.

Хукер использовала стандартные для своего времени ассоциативные тесты: тематический апперцептивный тест ТАТ, тест Роршаха и задание, где по картинке требовалось придумать историю. Такие же методики успешно применялись врачами для диагностики психических заболеваний, но в случае с гомосексуальностью оказались бессильны. Если мужчина не говорил сам про то, что предпочитает мужчин, психиатрические тесты признавали его нормальным.

До этого немногочисленные научные данные о гомосексуалах были получены при обследовании осужденных в тюрьмах или пациентов психиатрических клиник; работы Хукер позволили не только получить более адекватное представление о гомосексуальности у мужчин, но и задаться вопросом о социальных последствиях диагностики. В США 1950-х годов продолжали действовать законы против содомии, а психиатрический диагноз «гомосексуализм» с 1952 года рассматривался как «социопатическое расстройство личности». Гомосексуалов фактически приравнивали к психопатам (современное название болезни - диссоциальное расстройство личности), то есть больным, которые склонны совершать асоциальные действия, неспособны формировать привязанности и предрасположены к насилию.

Первый систематизировал информацию о нетипичном (и считавшемся тогда нетипичным) сексуальном поведении. Описал как серьезные нарушения вроде некрофилии, так и гомосексуальное поведение. Определил норму как поведение, направленное на воспроизведение потомства, однако промышленная революция сделала ее применение затруднительным: большинство гетеросексуальных пар стало использовать контрацепцию.

Безусловно, использованные Хукер тесты сейчас устарели, а выборка из тридцати человек как минимум невелика. Но для 1957 года это была вполне качественная научная работа. Позже психологи и психиатры провели исследования с большим числом опрошенных, были организованы общенациональные опросы (например, National Health and Social Life Survey), на тему психического здоровья гомосексуалов опубликовали сотни работ, однако опровергнуть основной вывод Хукер никому не удалось.

Кроме исследований Хукер свою роль в пересмотре мнения психиатров сыграли и работы Альфреда Кинси, показавшего то, что сам термин «сексуальные меньшинства» не столь уж корректен. Кинси не был ни врачом, ни психологом. Зоолог по образованию, в 1938 году он был приглашен читать курс по основам семейной жизни в университете Индианы, после чего занялся изучением человеческой сексуальности. Кинси провел опросы, результаты которых были представлены в двух сенсационных книгах: Sexual Behavior in the Human Male 1947 года и Sexual Behavior in the Human Female 1953 года. Сенсационными их сделали обнародованные данные, по которым 37 процентов всех опрошенных мужчин хотя бы раз в жизни имели опыт однополых сексуальных контактов.

Следствием новых исследований стал раскол в профессиональном сообществе, усугубившийся общей напряженной атмосферой. С 1970 года заседания Американской психиатрической ассоциации (APA) начали пикетироваться геями и лесбиянками. Они выступали за исключение гомосексуализма из списка болезней, не желая попадать в категорию «психопатов». Медлить с решением вопроса о классификации гомосексуальности было уже нельзя.

9 апреля 1974 года APA провела голосование по этому вопросу со следующими результатами: из 17905 членов APA проголосовало 10555, из которых 58 процентов поддержало исключение гомосексуальности из перечня болезней (по данным, которые приводит ряд американских консерваторов, «за» исключение высказалось 5854 человека, «против» проголосовало 3810, еще 367 воздержались). Гомосексуальность в Америке была официально признана вариантом нормы.

После психиатрии

В своем решении члены APA руководствовались определением здоровья, утвержденным ВОЗ в 1948 году. Это определение звучит так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». С этой точки зрения геев или лесбиянок действительно сложно считать больными: психиатрам практически не удалось найти указаний на то, что гомосексуальность сама по себе нарушает физическое, душевное и социальное благополучие.

Знаменитый психиатр, основатель психоанализа. Фактически снял табу с общественного обсуждения сексуальности. Считал гомосексуальность следствием задержки психосексуального развития, но не болезнью.

Нарушать благополучие может преследование человека за его сексуальную ориентацию, но сама ориентация тут ни при чем: пример людей, благополучно скрывавших свою гомосексуальность, доказал возможность полноценной самореализации и сохранения физического здоровья. В обществах, где геев и лесбиянок не преследуют, они могут жить полноценной жизнью и не скрывать своей ориентации: примером могут быть хотя бы премьер-министр Исландии или мэр Хьюстона - обе эти женщины открытые лесбиянки.

После 1991 года, когда поправка об исключении гомосексуальности из списка болезней была принята Международной ассоциацией здравоохранения, вопрос о том, является ли гомосексуальность патологией, можно считать закрытым окончательно. Однако по-прежнему остается вопрос о том, каковы особенности геев, лесбиянок и бисексуалов. Медикам важно не просто знать, здорова ли та или иная группа, но и понимать, чем она отличается: так, знания о повышенной склонности рыжеволосых к меланоме необходимы дерматологам, косметологам и онкологам. Кроме того, серьезной проблемой является гомофобия и преследование геев с лесбиянками: теме подростковых суицидов, спровоцированных травлей со стороны сверстников, посвящены уже сотни медицинских публикаций. А еще есть эпидемиологические исследования, которые обосновали единственный действующий сейчас в США и ряде других стран запрет для геев.

Эпидемиологические исследования касаются специфики распространения болезней среди гомосексуальных или бисексуальных мужчин и женщин. Геи чаще гетеросексуалов практикуют анальный секс, который сопряжен с большими рисками заражения ВИЧ и другими инфекциями, в то время как для лесбиянок риск заражения, как правило, ниже: из-за большего риска геев во многих странах не допускают до донорства крови (конечно, правильнее было бы ограничить допуск тех, кто практикует анальный секс без презерватива с несколькими партнерами, но выявить таких людей сложнее, чем, скажем, зарегистрированные однополые пары). Гей-активисты возмущаются, медики непреклонны : в целом среди мужчин, практикующих секс с мужчинами, вероятность обнаружить ВИЧ или вирус гепатита выше. По тем же причинам в США не пускают в доноры тех, кто употреблял внутривенные наркотики или занимался сексом за деньги, так что это не исключительно антигейская мера.

Социально-психологические особенности интереснее, поскольку могут быть связаны именно с сексуальной ориентацией, и их изучают с разных позиций. Например, есть такой вопрос: можно ли приписать только гомофобии большее число суицидов и психических расстройств среди геев и лесбиянок?

Ряд исследований показал, что среди гомосексуалов выше уровень потребления алкоголя и марихуаны во Франции , а у американских лесбиянок выше риск алкоголизма по сравнению с гетеросексуальными женщинами. Возможно, это обусловлено стигмой, негативным отношением со стороны окружающих, но некоторые авторы склонны связывать сексуальную ориентацию с предрасположенностью к поискам новых ощущений или формированию зависимостей.

Важно подчеркнуть, что аналогичные предрасположенности к алкоголизму выявлены у носителей определенных генов, а также носителей определенных личностных черт. Однако объявлять патологией гены или склонность идти на риск никто не спешит.

Исследования показали, что геев и лесбиянок в целом нельзя отличить от гетеросексуальных мужчин и женщин. С точки зрения психиатров, разницы нет, и говорить о патологии можно в той же степени, в какой уместно рассуждение о патологичности повышенного любопытства или обостренного обоняния: в ряде случаев это может приводить к проблемам, но не заслуживает определения «болезни». Исследования механизмов сексуальной ориентации, особенностей психологии геев и лесбиянок, проблем гомофобии, связи сексуальных предпочтений с мужественностью или женственностью продолжаются, но уже за пределами категорий болезни.

Все статистические исследования всякий раз показывали, что однополые предпочтения формируются в утробе или на первых месяцах жизни. Несмотря на это, на бытовом уровне очень часто можно слышать логику: если дать мальчику играть с куклами, если у него будет суровая мать, если отец будет брать девочку на охоту, предпочтения ребенка поменяются в худшую, самую опасную и черную сторону. То же самое произойдет, если позволить геям воспитывать детей, разрешить им шагать с транспарантами по улице и пропагандировать толерантность в массмедиа.

Это противостояние отражает более общий спор. Для науки человек — это сложная система со своей внутренней логикой развития. Для, условно говоря, педагога человек — это, скорее, tabula rasa, чистый лист, на котором можно написать как хорошее, так и плохое. о судьбе американской судьи, которую подозревают в гомосексуальности, поднимает как раз эту тему.

Леда Плеханова : «Есть многочисленные мнения, что гомосексуализм бывает приобретенным. А также есть примеры, когда люди резко меняли свою ориентацию. Зачастую и как дань моде».

Руслан Муравьев про опасность гей-парадов как средства пропаганды: «У меня дети впечатлительные. Это ничего страшного, по-вашему? А то, может, вы и им диагноз правильный поставите. Лучше, наверное, на улицу не пускать? Да?»

Исследование разлученных после рождения однояйцевых близнецов показывает , что если один из них — гей, то второй окажется геем с вероятностью более 50%. Это говорит об очень сильном влиянии генов: ведь даже при отчетливой склонности человек под давлением среды может так и не найти свою сексуальную идентичность (или не сказать о ней исследователю).

Другое исследование показало , что очередность появления мальчиков в семье и их число играют важную роль: каждый старший брат повышает вероятность для младшего стать геем на 33%. Среди первенцев геев мало, среди тех, у кого есть один старший брат, — на треть больше и т. д. (Правда, почему-то влияют только старшие братья-правши.) Ученые считают, что причина — в иммунной системе матери, которая с каждой беременностью все сильнее реагирует на присутствие мальчика в утробе.

Некоторые анатомические черты, которые рано формируются у эмбриона, хорошо коррелируют с сексуальностью. Так, избыток папиллярных узоров на левом указательном пальце по сравнению с правым встречается у гомосексуалов вдвое чаще , чем у стрейтов — эта черта формируется на 17-й неделе развития эмбриона. Узоры на пальцах хороши как раз тем, что они не влияют на сексуальность — это просто маркеры: очевидно, особенности узора вызваны какими-то причинами (гормоны матери?), которые влияют и на сексуальность.

Лесбиянки долгое время были обижены вниманием исследователей, тем весомее исследование мозга , показавшее, что механизм сексуального возбуждения одинаков у лесбиянок и у гетеросексуальных мужчин, а также у женщин и гомосексуальных мужчин.

Верхний ряд - левое миндалевидное тело (амигдала), нижний - правое. Показана активность при половом возбуждении. Первый образец слева - гетеросексуальный мужчина, второй - гетеросексуальная женщина, далее - гей и лесбиянка

На картинке видно четкое различие активированных зон мозга. Это его анатомия, базовое устройство, формирующееся при эмбриогенезе.

По разным исследованиям, доля людей с выраженной гомосексуальностью в разных культурах составляет от 2% до 13%. Изучать эту демографию трудно: люди часто скрывают свои предпочтения от окружающих, многие — и от себя. При удачно сложившихся обстоятельствах человек может сбросить с себя этот гнет и «выйти из шкафа» — отсюда все сюжеты с «неожиданным» изменением сексуальности. Для кого-то, впрочем, это выглядит так: человеку повезло — его порок не вырывался наружу, а вот попал он в плохую среду — и жизнь пошла под откос.

Но, вообще, зря меня про это : мой рассказ не поможет разрешить спор о том, как быть с этим пороком. Совершенно неважно, что наука доказывает врожденность гомосексуальности. Потому что те, кто боится этого явления, увидят тут только рецепт для борьбы, для спасения своих детей и человечества. Здесь я подхожу к еще одному взгляду, который извечно присутствует в культуре наряду с идеей tabula rasa. Согласно викторианской морали, природа — это зло, набор хтонических сил, которые одолевают человека. Но дух человека — это как всадник, способный оседлать природу. Даже если не повезло и табула исходно нечиста, можно переписать ее.

Раз так, то наука, узнавшая, что гомосексуальность — врожденное явление, должна помочь «исцелить» человечество от него. Два года назад священник Альберт Молер, президент Южной баптистской теологической семинарии, говорил : «Если будет установлена биологическая природа [гомосексуальности] и будут разработаны пренатальный тест и методы лечения, способные вернуть ориентацию к гетеросексуальной, мы поддержим это». Тогда же священник Джозеф Фессио (британский редактор трудов папы Бенедикта XVI) заявлял: «Поскольку с точки зрения Церкви гомосексуальность — это нарушение, болезнь, Церковь будет рада любым попыткам искоренить те нейробиологические факторы, которые способствуют ее возникновению».

В наш век ничего не стоит отбраковать эмбрион по генетическому признаку. И как только станут окончательно известны гены и факторы эмбриогенеза, ответственные за формирование гомосексуальности, для человечества наступит важное испытание. Люди (если только их настрой не изменится) смогут впервые в истории остановить появление в обществе таких фигур, как Алан Тьюринг и Оскар Уайльд, Андрей Колмогоров и Анни Лейбовиц, Харви Милк и Стивен Фрай.

Я не хочу, чтобы мои дети жили в таком мире.

Загадочное чувство - влечение полов. На биологическую его основу у человека накладывают отпечаток индивидуальные черты психики, воспитание, культурные традиции, социальные условия. Поэтому до сих пор ученые не пришли к единому мнению - где же, в какой сфере происходит сбой, когда влечение изменяет направление, указанное природой.

Какова же природа гомосексуализма? При нынешнем состоянии науки рискованно ответить на этот вопрос однозначно. Одни авторы считают гомосексуализм врожденным, другие объясняют его ранними травмирующими переживаниями, третьи - условиями воспитания.

Немецкий ученый Дорнер уверяет, что в формировании гомосексуальности играют роль патологические процессы в развитии промежуточного мозга, происходящие во время внутриутробного развития плода. По его данным, в период, когда происходит закладка половых признаков, изменяется соотношение мужских и женских половых гормонов, что и становится фактором, предрасполагающим к гомосексуальности. Но и эти исследования далеки от завершения и требуют основательной проверки.

Американские сексологи Мастерс и Джонсон не отрицают генетических и биохимических влияний на гомосексуальность, но, опираясь на свой профессиональный опыт, считают, что эти факторы в дальнейшем при лечении не противодействуют изменению сексуальной предпочтительности.

Еще один острый вопрос: может ли совращение способствовать формированию гомосексуальной ориентации? Если до этого не было влечения к своему полу, то само по себе совращение не способно изменить направленность полового влечения.

Между тем в возрасте 7-14 лет, когда половое влечение еще недостаточно сформировалось и недостаточно направлено на противоположный пол, совращение может стать толчком к гомосексуальной ориентации. Особенно уязвимы дети, рано развившиеся в половом отношении, и дети, воспитывающиеся в условиях различных запретов.

Немецкий психиатр Леонгард считает, что импринтинг - быстрое и стойкое научение в ситуациях, связанных с выраженным эмоциональным напряжением,- обусловливает некоторые формы гомосексуализма. Бывает, два мальчика занимаются взаимной стимуляцией и сильное сексуальное возбуждение может прочно соединиться со зрительным образом партнера, что и приводит к гомосексуальной наклонности.

Итак, гомосексуальность - это неадекватный (если не побояться модных сегодня упреков в корректности) выбор партнера, изменение сексуальной ориентации. Психологи считают, что формирование эротических предпочтений - один из аспектов модели поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. В период созревания подростка интенсивность полового влечения нарастает. Оно концентрируется не только на собственных половых органах, но ориентируется и вовне, в частности на других людей, к которым подросток эмоционально привязан. С этой точки зрения, по мнению известного россиийского сексолога И.С. Кона, критическим периодом формирования эротических предпочтений будет не раннее детство, а подростковый возраст и наиболее значимыми не родители, а сверстники своего пола, с которыми индивид общается. Половое созревание вызывает эротические переживания, а социальное окружение (круг общения подростка, объекты его эмоциональной привязанности, источники сексуальной информации) определяет направленность влечения.

Американский ученый Белл, не подтверждая и не отвергая биологических предпосылок развития гомосексуальной предпочтительности, считает, что их влияние проявляется в нарушенной модели поведения, в несоответствии стереотипам мужественности.

Так, мальчики, которые могут стать гомосексуалистами, по их собственной оценке, не соответствуют мужественному стереотипу, они проявляют неприязнь к мальчишеским интересам и тяготеют к интересам девочек. Мужественные мальчики их не принимают, отвергают, они оказываются между двумя полюсами полов. Это ведет к напряженным отношениям с родителями (а не наоборот). К примеру, за такое несоответствие поведения полу отец может не любить сына. Мальчик это чувствует и отвечает ему тем же, что, в свою очередь, мешает сыну выработать мужскую идентификацию.

Белл считает, что в формировании сексуальной предпочтительности ни взаимоотношения с родителями, ни с братьями и сестрами, ни плохие взаимоотношения между родителями не играют роли стартера. Поэтому и особого прока в прогнозировании гомосексуальной ориентации не дают.

По мнению советского исследователя Г.С. Васильченко, нарушение дифференциации мозга и гормональные сдвиги не предопределяют фатально формирование гомосексуального влечения, они лишь почва для искажения полового самосознания и развития гомосексуальной ориентации.

Вне зависимости от разночтения причин происхождения гомосексуальности наблюдения за гомосексуалами позволяет описать ряд типичных особенностей их психики.

Сексуальное влечение можно рассматривать как биологическую силу, направленную на преодоление чувства изоляции, порождаемого процессом индивидуализации. Индивидуальность не только ассоциируется с чувством одиночества, но и сопровождается смутным чувством неполноценности. Сексуальный импульс к единению - это не просто настоятельное требование близости с другим организмом, но и острое желание самодополнения. Это выглядит так, будто самосознание индивидуума полностью реализуется только в сексуальном единении, с помощью которого преодолевается изолированность индивидуальности.

Эта концепция подобна идее мифа, приписываемого Платону, но имеющего, вероятно, еще более древнее происхождение. Согласно преданию, мужчина и женщина были когда-то одним существом, одним созданием, которое Бог разделил на две части, чтобы создать два пола. С тех пор две половинки стремятся соединиться и снова стать единым существом. С этой идеей согласуется библейский рассказ о сотворении Евы из ребра Адама. Ту же мысль можно найти и в других преданиях о сотворении мира, в которых Небо и Земля были сначала единым целым. Все эти легенды можно истолковать как сознание того, что когда-то жизнь существовала на несексуальном уровне.

Можно считать, что гомосексуальность - это бессознательная попытка установления гетеросексуальных отношений, потому что в гомосексуальных отношениях один из партнеров подсознательно представляет другого в виде представителя противоположного пола, даже вполне сознавая, что это не так. Роль представителя другого пола добровольно играет один из партнеров; причем впоследствии он может от нее и отказаться. Анализ гомосексуальных фантазий обнаруживает, что с партнером часто обращаются как с символом женщины. Даже акт мастурбации отражает, на каком-то уровне сознания или подсознания, представление о партнере другого пола; для мужчины рука представляет вагину, а для женщины - пенис.

Объект любви гомосексуала, на одном из уровней сознания – это его собственный образ. Недаром можно часто видеть партнеров - гомосексуалов, похожих между собой почти до полного сходства. Даже в отношениях мужчины и мальчика младший представляет для старшего его собственный образ в молодости, которая так и не закончилась. На этом уровне гомосексуальность во многом совпадает с мастурбацией, особенно в смысле самолюбви, так как каждый гомосексуал любит в другом - себя. Однако на ином уровне гомосексуал соединяется с другим человеком, пытаясь создать зрелые взаимоотношения.

Гомосексуальность можно рассматривать как гибрид детской самолюбви и попытки осуществления взрослой гетеросексуальной любви. Подобные отношения, иногда содержащие и сексуальные контакты, часто бывают у подростков и представляют собой, независимо от наличия сексуальных отношений, обычный переходный этап в общем процессе развития, ведущего к гетеросексуальной любви взрослых партнеров. Поэтому гомосексуальность можно еще рассматривать как результат развития, остановившегося на подростковой стадии. Действительно, внешний вид, поступки и характерные черты гомосексуалов часто напоминают вид и поведение мальчишек и подростков.

Если гомосексуал разыгрывает акт гетеросексуальной любви в символической форме, то почему же он не может сделать это в действительности? Один из факторов состоит в том, что гомосексуал боится представителей другого пола, а из этого страха вырастает (на более глубоком уровне) неприязнь к ним. Поскольку страх занимает более высокий уровень, то он блокирует возможность выражения любви и нежных чувств гомосексуалиста к женщинам.

Гомосексуал способен общаться с женщиной, быть внешне дружелюбным, но построить истинно дружеские и уж тем более любовные отношения он не может именно из-за глубинного неприятия женщины, а не в силу предпочтения именно мужчин. В исследовании гомосексуальности, выполненном группой врачей-психоаналитиков, авторы рассказывают об интересных наблюдениях за группой гомосексуалистов-подростков, осуществленных в клинике Бельвю (Бибер И. Гомосексуальность. Нью-Йорк, 1962): "Изнеженные подростки хорошо чувствуют себя в обществе таких же женоподобных гомосексуалистов, лесбианок и "несексуальных" женщин, но, попадая в общество женщин, воспринимаемых как "сексуальные", проявляют сильное беспокойство.

Страх и враждебность гомосексуалиста по отношению к женщинам носят подавленный характер и не всегда выражаются открыто, но презрение к ним отражается в его поступках и в поведении; например, в изделиях портных и модельеров, искажающих женственный облик женщины; в пьесах, рисующих женщин бесчувственными, властными и жестокими; в превосходстве над женщинами в таких "женских" областях, как кулинарное искусство, дизайн и украшение жилища. Гомосексуалисты озабочены в первую очередь отношениями с женщинами, именно с ней они ведут незримый поединок за пальму первенства, а чувства к мужчине отступают у них на второй план.

Гомосексуал – это оральная или истерическая личность (ссылки) . Наблюдения психоаналитиков выявляют, что жизнь с мягкой, ласковой матерью и грубым отцом часто приводит к появлению у ребенка комплекса гомосексуальности. У такого ребенка не было примера положительного мужского образа для воспитания в себе мужественности.

Мать гомосексуала ребенка обычно является незрелой личностью, имеющей нарушения эмоциональности. Часто причиной привязанности матери к сыну является недостаточное удовлетворение и неполнота сексуальной жизни с мужем. Родители, являющиеся зрелыми личностями, находят прямое решение проблемы; но мать, которой свойственны незрелость и эмоциональные нарушения, переносит сексуальные чувства на сына. Это делается ненамеренно, но осуществляется разными путями. Мальчик подолгу остается в обществе матери, посвящается в ее чувства, вовлекается в тесную физическую близость, например, помогая ей одеваться и раздеваться; при этом контакты с другими детьми не поощряются. Такое поведение имеет специальное название: "Комплекс близости, связи и интимной зависимости" Все это привязывает мальчика. На уровне сознания отношение к нему матери выражается словами: "Это мой мальчик, и он исполнит мои мечты! " Это пожелание толкуется матерью как стремление видеть сына великим человеком, выдающейся личностью, выдвинувшейся благодаря ее стараниям. Тем не менее, невозможно не заметить бессознательную сексуальную окраску этого чувства: мальчик становится мужчиной матери.

В таких случаях сын неизменно занимает место отца в привязанностях матери. Часто реакцией отца на поведение матери становится враждебность к мальчику, к которому он начинает относиться как к сопернику, подрывающему его позиции. И сыну нелегко придумать, как можно избежать этой враждебности, поскольку мать принуждает его играть свою новую роль.

Отец может отрицательно и критически относиться к мальчику (отчасти из чувства самозащиты), называя его "лизунчиком", и в этом, действительно, бывает заключено немало правды, поскольку мать делает из него неженку, отчуждая его от отца. Беда еще и в том, что у отца есть свои странности, не подобающие настоящему мужчине, с которого сын мог бы брать пример поведения и на кого стремился бы во всем походить. Поэтому враждебность отца только затрудняет для мальчика отдаление от матери; ведь она становится его защитой.

Итак, гомосексуальность может стать результатом бессознательного "разыгрывания" родителями своих чувств на ребенке; но в таком случае и сама гомосексуальная деятельность представляет собой "разыгрывание" с участием другого тех подавленных чувств, которые гомосексуал испытывал по отношению к своим родителям. Ни одна гомосексуальная связь не свободна от этой тенденции и, к тому же, неизменно характеризуется противоречивостью, так как содержит и любовь, и ненависть, и страх - и враждебность, чувство зависти - и возмущения, подчиненность - и желание главенствовать. Поэтому такая связь часто включает садистское поведение одного партнера и мазохистскую подчиненность другого.

Клинический опыт показывает, что гомосексуалы, как правило, эмоционально омертвлены. Бесспорно, среди гомосексуалов много людей творчески одаренных, однако, что касается эмоциональной выразительности - тут они жестко ограничены. Они с трудом выражает гнев или огорчение, а такие чувства, как воодушевление, возбуждение и радость у них нередко отсутствуют. Они могут быть выразительными на сцене, но, когда дело доходит до выражения их собственных чувств, они производят впечатления оживших манекенов. Они манерны, но не живые, естественные в своей мимике, пантомимике и эмоциях. Вспомните известные имена из отечественного шоу-бизнеса. Гомосексуал, которому свойственны живость и отзывчивость, - очень редкое исключение. На соматическом уровне эмоциональная омертвелость сопровождается отсутствием телесной живости. Кожа имеет нездоровый вид; отсутствует непосредственность жестов и движений; подвижность тела снижена. Психоаналитики считают, что такая эмоциональная зажатость связана с тем, что тело гомосексуала не в состоянии выносить сильные чувства; оно борется с ними, становясь "омертвелым", "оцепенелым" и "парализованным", утрачивая ощущения. Чтобы вернуть себе ощущение живости, гомосексуал прибегает к сексу. Обычно он "закован в броню", защищающую его от собственных чувств, так что живыми остаются только два органа: его мозг и его гениталии. Именно с этим связано его чрезмерном внимание к гениталиям, связанном с его страхом и беспокойством по поводу отсутствия генитального ощущения. Беспокойство, связанное с боязнью выхолощенности, отражается в поведении и в одежде, привлекающей внимание к гениталиям.

Как ни странно, но гомосексуал удовлетворяет потребность в переживаниях и в возбуждении, используя для этого тот же самый механизм, который послужил первопричиной его проблем, т. е. механизм отождествления себя с другим. Гомосексуал отождествляет себя с партнером и заряжается его возбуждением. Он - субъект и объект своих переживаний, в которых он - и действующее лицо, и объект действия.

При этом, гомосексуал испытывает презрение к своему партнеру, которое, на сомом деле, является отражением внутреннего чувства презрения к самому себе. Чувство презрения составляет сердцевину образа жизни этих людей. Часто гомосексуалы презирают все ценности, принятые обычными людьми. Тогда образ жизни гомосексуал становится выражением презрения к той борьбе за существование, которую ведут другие мужчины, чтобы содержать дом и обеспечивать жену и детей; в этом презрении к другим отражалось его чувство превосходства над ними.

Исследовательский опыт подтверждает, что по уровню интеллекта гомосексуалы часто превосходят средний показатель". Приняв во внимание ряд известных имен, бывших гомосексуалами, можно как- то оправдать их претензию на монополию в культуре и на гениальность.

Гомосексуал напоминает испуганного потерявшегося ребенка, который не плачет только потому, что слишком потрясен чувством покинутости и одиночества. Он хватается за партнера, как потерявшееся дитя цепляется за того, кто заменил ему мать. При этом он ожидает эмоциональной реакции от партнера, показывающей, что тот чувствует его потребность в близости и готов на нее откликнуться. Эти чувства переходят на сексуальный уровень, где они получают выражение в сочетании с генитальным желанием и влечением. Гомосексуальное поведение определяется как смесь инфантильных элементов и взрослого сексуального чувства. Гомосексуальные действия - это попытка сочетать удовлетворение потребности в самодополнении с исполнением желания единения с другим человеком.

  • Стивен М. Джонсон «Психотерапия характера», практическое руководство, М., 2001
  • Блюм Г. «Психоаналитические теории личности»
  • Бурбо Лиз «5 травм, которые мешают вам быть самим собой»
  • Леонгрард К. «Акцентуированные личности»
  • Корвасарский Б.К. «Неврозы»
  • Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард «Рожденные выигрывать»
  • Шнайдер К. «Психологические сценарии личности»
  • Стюарт Й., Джойнс В. «Жизненный сценарий, как мы пишем историю своей жизни»
  • Лоуэн А. «Любовь и оргазм»
  • И. Кон «Психология гомосексуальности»